Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Капица оставил богатое наследство. Найти бы наследников…

Сергей Капица © РИА Новости, Владимир Вяткин

Дифирамбы безвременно ушедшему академику плавно переходят в панихиду по отечественной науке

Непроизвольную грустную улыбку вызывают идущие подряд заголовки в информационных лентах: «Скончался выдающийся ученый Сергей Капица» и «Медведев: полтора года космических неудач закончатся отставками». Казалось бы, где тут связь? А она на поверхности.

Люди смертны, независимо от того, насколько важно их пребывание в этом грешном мире. Злая правда состоит и в том, что подчас понимание того, какой человек только что жил среди нас приходит уже после его смерти. Сегодня, когда из жизни уходят светила науки, невозможно быть пафосным, потому что когда вслед их катафалку говоришь «ушла эпоха» — это вовсе не дежурное пустословие, а констатация факта. Именно так — ушла и, кажется, не обещала вернуться. Во всяком случае, в наши края. Поскольку светила науки, конечно, «передают эстафету», но только продолжается она все чаще не в наших лабораториях и конструкторских бюро. Таланту нужна питательная среда, позволяющая не только не исчезнуть, но и развиваться. Разваленные, разграбленные, убитые НИИ, превращенные в торговые конторы — совсем не та почва для этого.

И вот теперь премьеру Медведеву остается «рвать и метать» после очередного неудачного запуска ракеты-носителя. Но неужели он и правда верит, что все дело лишь в разгильдяйстве начальников? Разумеется, и в нем тоже, но надо ведь знать его природу. Когда ты понимаешь, что уровень подготовки нынешних «молодых специалистов» просто заведомо несовместим с амбициозными планами покорения Вселенной, — стоит ли напрягаться? Денежный поток «на программы» идёт исправно — и ладно, делаем «все, что в наших силах». Перенявшие эстафету у Капицы, Гинзбурга, Ландау наши ребята — выпускники Физтеха, физфака МГУ, МАИ или Бауманки работают в зарубежных исследовательских институтах, получая щедрые гранты, которые прекрасно стимулируют все новые и новые открытия. Что поделаешь: прогресс — удовольствие не из дешевых, исследования — дело очень затратное, и успешная, плодотворная научная работа возможна там, где власти сами не жалеют средств на науку, либо соответствующим образом стимулируют бизнес.

А для того, чтобы реально оценить перспективы научно-исследовательской работы в России на ближайшую перспективу, не стоит и к бабке ходить — никто ведь и не думает скрывать, что на эту «блажь» власть раскошеливаться не желает. В принятом прошлой осенью законе «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» честно указаны размеры тех крох, что государство готово тратить на научные исследования и разработки. Так, на текущий 2012-й год под эти цели заложено целых 0,55% ВВП, на 2013-й — 0,51%, на 2014-й уже 0,39%. Интересно, что в одобренной ранее еще путинским правительством «Стратегии инновационного развития» черным по белому определена задача: увеличить расходы на науку к 2020 году до 2,5-3% ВВП. Слова тут излишни, взывания к разуму контрпродуктивны. Логика власти — ее личное «ноу-хау».

Впрочем, сермяжная правда есть и в этом крохоборстве. Зачем тратить большие деньги на то, что еле дышит? Реанимировать науку? Увольте! Кому это нужно, кроме горстки чудаков-мечтателей? Или нынешние выпускники школ повально мечтают стать нобелевскими лауреатами? А давно ли в последний раз в какой-нибудь наш НИИ наведывалась школьная экскурсия? Дети не стали хуже, просто взрослые решили, что наука проживет без их любознательности. Нужны факты? Сколько угодно. В глобальной сети без труда можно отыскать выпуски «Дома 2» или «Камеди». А попробуйте теперь отыскать в сети выпуски программы «Очевидное - невероятное». Той самой, в которой покойный ныне академик Сергей Петрович Капица на протяжении последних почти сорока лет говорил так просто и увлекательно о самом сложном, что после просмотра программы хотелось узнать о рассказанном еще больше — кому-то из энциклопедий, а немало кому и из институтских лекций. И даже в новейшие времена, когда программа-ветеран нашла свой приют на канале «Культура», не особо (мягко скажем) котирующемся у школьников, Сергей Петрович наверняка верил, что вещал не в пустоту.

В беседе с обозревателем KM.RU директор Московского института развития образовательных систем, советник генерального директора издательства «Просвещение», кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Абрамов изложил свои рецепты спасения науки в условиях утраты связи между поколениями:

- Сам Капица в последние годы неоднократно выступал на эту тему и он своим примером показывал, что нужно делать. Он все делал, что в его силах, для того чтобы обеспечить преемственность опыта в науке, эстафету от научных светил — молодежи. И если говорить сейчас о памятнике ему, то лучшим вариантом из них стала бы решимость власти хотя бы сейчас взять и качественно изменить информационную политику, в первую очередь телевизионную, максимально расширив образовательный, просветительский блок. В принципе это можно сделать за одну ночь — при наличии соответствующей политической воли, разумеется.

По всем параметрам должен быть произведен качественный поворот к идеям просвещения, к популяризации науки. Пора, наконец, понять, что и дальше ничего не делать или делать ничтожно мало уже просто нельзя. Деградация науки сейчас наблюдается совершенно безумная, по сути у нас сейчас остается не больше 3-5 лет для того, чтобы запустить систему передачи научной эстафеты от старшего поколения к младшему. Поколение ярчайших научных светил уходит, провал между ним и молодыми людьми, подающими какие-то надежды, будет жутким. Это коснется, кстати, не только академической науки, но и, скажем, инженерной школы... Если оборвать эту жизненно необходимую передачу научной эстафеты между поколениями, если оборвать связь окончательно — мы скатимся на уровень стран третьего мира и неизбежно погибнем, поскольку Россия может существовать только как страна высокой культуры.

Государству необходимо проводить политику уважения к знаниям. Вместо фантастически вредной имитации реформы образования, что мы имеем сейчас, нужна действительно серьезная реформа всей национальной системы просвещения. Простых решений, увы, уже не осталось, время потеряно. Первое, что нужно сделать сейчас — осознать, наконец, и признаться самим себе, что мы уже пребываем в пропасти и всеми силами нужно уцепиться за какие-то остатки качественной советской научной школы, чтобы совсем уже не сорваться на дно.

Более того, мало сохранить былую культуру «воспитания» ученых, но необходима и политика по их удержанию в России. Власти давно должны были озаботиться этим, но опять же ничего не делается. Сколково и иже с ним — чистой воды блеф. Советская наука создавалась в условиях абсолютно серьёзного к ней отношения со стороны государства. Да, для создания атомной бомбы нужен был Курчатов, но нужен был также и Лаврентий Павлович Берия — как организатор. Это я не к тому, что нам нужно срочно воскресить Берию, но ведь действительно все успехи советской науки были, так или иначе, производным от прочного союза науки и государства. Сейчас же нужно фактически все начинать с нуля, но я боюсь, что основное время уже упущено, и хотя бы для возвращения науки к былому уровню (про более совершенные уж не говорю) нам придется очень сильно и серьезно потрудиться. Должна быть политическая воля.

Но не только она. Горько признаваться в этом, но есть и вина профессионального сообщества, которое допустило эту деградацию. Нынешнее положение российской науки — это всеобщая вина, хотя государство здесь, конечно, на сто очков впереди. Но мы же позволили всему этому случиться...

© Мартынюк Виктор 15.08.2012Первоисточник публикации.