Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Выездные налоговые проверки

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами одновременно решается несколько задач, наиболее важные из которых: 1) выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах; 2) предупреждение налоговых правонарушений.

В целях эффективного решения всех этих задач ФНС России приказом от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (с учетом дополнений и изменений) утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция), предусматривающая единый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Вместе с тем, Концепция даёт право налогоплательщику на самостоятельную оценку рисков при ведении бизнеса, и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

В Концепции изложены 12 критериев самостоятельной оценки рисков: это налоговая нагрузка, отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков, выплата среднемесячной заработной платы на одного работника, построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками; уровень рентабельности; ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском и др.

Особо выделяются критерии, прямо не связанные с экономической деятельностью налогоплательщика: непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности; неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением местонахождения («миграция» между налоговыми органами). Так как, по сути, могут отражать реакцию налогоплательщика на мероприятия налогового контроля, которая выражается в активном или пассивном противодействии их проведению, что может служить косвенным признаком уклонения от уплаты налогов.

                                                                                                                                          

Наибольший интерес представляет критерий – «ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском». Определяя данный критерий, разработчики Концепции связывают его с действиями, направленными на получение необоснованной налоговой выгоды, в первую очередь, с наличием взаимоотношений с «проблемными» контрагентами, т.е. фирмами-«однодневками». Так, при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать признаки, которые могут свидетельствовать о «недобросовестности» контрагента, а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Руководствуясь критериями отбора, каждый налогоплательщик может без посторонней помощи определить, является ли он кандидатом на выездную налоговую проверку, так же регулярное проведение самостоятельной оценки рисков позволит налогоплательщику своевременно их устранить и в случае необходимости уточнить свои налоговые обязательства.

© Константин Соколов, начальник отдела работы с налогоплательщиками ИФНС по Верх-Исетскому р-ну г. Екатеринбурга 20.04.2012Первоисточник публикации.