Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Суд защищает право на жилье для выпускников детских домов

Статья 40 Конституции Российской Федерации закрепила одно из основополагающих прав гражданина – право на жилище.

Во исполнение  данного конституционного права, как ранее, так и ныне действующее законодательство возлагает обязанность на государство обеспечить жильем детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей. Более того, законодатель  установил исполнение такой обязанности вне зависимости от наличия очереди на улучшение жилищных условий.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа и т.д.

Аналогичные положения содержались ранее в ст.37 Жилищного кодекса РСФСР, действующей до 01.03.2005г.

Кроме того, согласно ст. 1 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом,  при достижении установленного законом возраста   либо после окончания учебного заведения, службы в Вооруженных силах РФ, после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также при отсутствии закрепленного жилья,  лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законом должны быть сразу же вне всякой очереди обеспечены жильем.

Однако на практике возникают ситуации,  когда даже при наличии всех необходимых условий  суду приходится вмешиваться, чтобы обеспечить реализацию  гарантированного законом права.

В частности, в период введения в действие закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым был установлен возрастной критерий, многие лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были просто не приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку были старше 23 лет. До настоящего времени суды рассматривают такие споры и в большей части восстанавливают права истцов.

  Хотелось бы отметить следующее.

Жилищным кодексом РФ обязанность по принятию на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий возложена на органы местного самоуправления.  Областным законом № 3-ОЗ от 20.02.2006г. «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» установлено, что учет  нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется с 14 лет. Указанные изменения (установление возраста 14 лет) внесены с 2011 года.

Казалось бы,  все логично, с 14 лет встаешь на учет, а по достижению 18 лет либо после окончания учебы или после возвращения из армии получаешь жилье. Однако финансирование этой области  не справляется с объемом и в результате получается, что   в администрациях районов возникает «очередь» из  внеочередников.

В Свердловской области постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. N 84-ПП утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета.

Данным  постановлением  на  Министерство строительства и архитектуры  Свердловской области возложена обязанность по направлению денежных средств на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации,  либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для  предоставления по договорам социального найма.

Так, в 2010 году на программу из федерального бюджета выделялось 40 миллионов рублей, а из областного — 342 миллиона, в 2011 году федеральный бюджет выделил уже 147 миллионов, а областной 550 миллионов рублей. Таким образом, финансирование увеличилось почти в два раза — с 382 миллионов до 698 миллионов рублей.

По сравнению с прошлыми годами, увеличилось и количество детей-сирот получивших жилую площадь. Если за три года в новые квартиры переехало 332 человека, то в этом году получить жилье сможет 501 человек.

За 5 месяцев текущего года уже предоставлена 31 квартира для детей-сирот. До конца 2011 года жилье будет предоставлено еще 470 гражданам, подпадающим под эту категорию (источник JustMedia).

Между тем только в Ленинском районном суде города Екатеринбурга за 9 месяцев 2011 года рассмотрено 76 дел по искам лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилья.

При этом большая часть дел была рассмотрена по искам прокуратуры в интересах лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности,  в моем производстве рассматривались дела по искам прокуроров Ленинского и Чкаловского районов города Екатеринбурга. Все иски были удовлетворены.

Хотелось бы отметить неравнодушное отношение  сотрудников прокуратуры  и работников органов опеки и попечительства, несмотря на то, что многие из истцов уже достигли совершеннолетия, в работе с каждым конкретным  истцом. 

Так,  в прокуратуре Ленинского района города Екатеринбурга  за надзор по данной категории дел отвечает помощник прокурора  Игушкина Н.В., в прокуратуре Чкаловского района города Екатеринбурга старший помощник прокурора  Ахатова Ф.А. В ходе судебных разбирательств видно, что указанные сотрудники не просто выполняют свою работу,  а знают судьбу каждого ребенка, помогают им  в чисто житейских проблемах, учитывая, что  детям сиротам   достаточно сложно адаптироваться в социальной среде.

Точно те же слова можно сказать  и о работниках органов опеки и попечительства (в Ленинском районе города Екатеринбурга  Маколдина С.А., в Чкаловском районе города Екатеринбурга Сапрыкин С.В.), непосредственно участвующих не только в судебных разбирательствах, но   и в жизни  таких детей, вплоть до того, что помогают купить одежду и установить новую дверь в полученной квартире. 

 Хотелось бы  вкратце рассказать  о случаях, когда жизненная ситуация не вписывается в рамки закона и где действительно необходимо вмешательство суда. В моем производстве рассматривалось дело,  где на первый взгляд ситуация казалась простая.

 Истцу, относящемуся к категории лиц,  из числа детей сирот,  и  достигшему возраста 27 лет было отказано в постановке на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий,  поскольку  его возраст превысил установленный законом.

Однако при  установлении обстоятельств по делу выяснилось, что после окончания школы-интерната он был поставлен на учет в одном из городов Свердловской области, а при поступлении в учебное заведение города Екатеринбурга был снят с учета нуждающихся, в связи с переменой места жительства, при этом о принятом решении его никто не уведомил. После окончания учебного заведения   указанный истец проходил  службу  в Вооруженных силах РФ, где был контужен и длительное время находился на лечении госпитале,  а впоследствии был комиссован по состоянию здоровья, и… оказался на улице.

Ни для кого не секрет, что  выпускникам домов-интернатов сложно  приходится в реальной жизни. После окончания интернатного учреждения молодые люди лишаются привычного, более или менее безопасного окружения, четкого распорядка, особого типа организации жизни. Они сталкиваются с проблемами, связанными с получением жилья, поиском работы, организацией быта, питания и свободного времени, взаимодействием с социумом, получением медицинской помощи, созданием и сохранением семьи и др.

Вот и данном  случае,   наш истец, не зная о своих правах, пытался устроить самостоятельно свою жизнь.  В рамках данного конкретного дела, суд восстановил права истца.  При этом мне хотелось бы отметить  работу представлявшего интересы истца  юриста Ганьжина Е.В., которому, насколько мне известно,  не понаслышке знакомы проблемы детей-сирот и который по собственной инициативе оказывает помощь детям сиротам. В ходе рассмотрения дела  он  объехал всю область, но нашел все  необходимые документы. Если бы у всех истцов по данной категории дел  попадались такие помощники, суду гораздо легче и быстрее было бы разобраться в деле.

Какие бы жизненные ситуации не складывались, для защиты своих прав необходимо  обращаться в суд.

Самостоятельно ли,  через органы прокуратуры либо  с участием представителя – юриста, это не важно. Суд в любом случае рассматривает каждую конкретную ситуацию, учитывает все обстоятельства, истребует все необходимые документы,  и  подавляющее большинство решений судом  принимается об удовлетворении иска о  предоставлении жилого помещения.

 Хотелось бы остановиться  еще на одной проблеме.

Как указано выше, законом установлено обеспечение жильем  лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья. Однако что такое закрепленное жилье? Ни в одном из законов либо подзаконных актах нет определения данного понятия.

Казалось бы, все просто, когда при помещении в детское учреждение  за ребенком закрепляется жилое помещение, принадлежащее родителям, лишенным родительских прав, либо самим детям, на условиях социального найма либо на праве собственности. Ребенок сохраняет право на это жилье в любом случае.

Однако бывают случаи, когда за ребенком закрепляется жилье служебное, причем предоставленное не родителям, а иным лицам. Либо закрепленное жилье  разрушено, поскольку некому было поддерживать пригодное для проживания состояние жилого помещения. То есть по существу не закрепляется ничего,  хотя  по документам вроде  бы все в порядке.

Суд и в этих случаях встает на защиту прав лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  и иски  о предоставлении жилья удовлетворяются.

Остается  открытым, поскольку не урегулирован действующим законодательством, вопрос о сохранении жилья после его предоставления. Лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие жилое помещение являются совершеннолетними, т.е. юридически взрослыми и вправе распорядиться жилым помещением, в том числе приватизировать и продать его.  Но в большинстве случаев бывшие воспитанники детских домов  остаются такими же незащищенными перед обществом, которое, к сожалению, состоит не только добропорядочных  людей.  Мне думается, что на данной стадии необходимо решение этой проблемы на законодательном уровне, с целью обеспечения более полной защиты  права на жилище  лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Общие рекомендации по составлению искового заявления  при обращении в суд.

 В качестве ответчиков по данной категории дел выступают: Правительство Свердловской области, поскольку именно данный орган принимает акты  о главном распорядителе бюджетных средств, о порядке обеспечения жилыми помещениями; Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, поскольку на данное Министерство возложена обязанность по приобретению (строительству)  жилья для данной категории лиц, передаче в муниципальную собственность; Администрация города Екатеринбурга (в городе Екатеринбурге), поскольку именно администрация непосредственно предоставляет жилье (заключает договор социального найма),  переданное в муниципальную собственность.

Требования  искового заявления должны звучать так:  Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств бюджета Свердловской области для «Истца» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее нормы, (установленной в конкретном муниципальном образовании)  отвечающее санитарным и техническим требованиям, располагающееся в черте города, с передачей жилого помещения в муниципальную собственность города.

Обязать Администрацию города Екатеринбурга заключить с «Истцом» договор социального найма на переданное из социального фонда Свердловской области благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее нормы, (установленной в конкретном муниципальном образовании) и отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте города.

В случае удовлетворения иска после получения решения суда и исполнительного листа, возможно обращение  по выбору либо непосредственно в администрацию города либо к судебному приставу-исполнителю по месту нахождения ответчиков.

© Бурматова Галина Геннадьевна, судья Ленинского районного суда города Екатеринбурга 27.10.2011Первоисточник публикации.