Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

«Совещания по проблемам ЖКХ напоминают театральную постановку»

Справка KM.RU

По словам генпрокурора Юрия Чайки, на сегодняшний день проверено более 5000 организаций в сфере ЖКХ, дана оценка использования свыше 40 млрд руб., выявлено и устранено 14 000 нарушений закона. О различных злоупотреблениях в коммунальной сфере возбуждено 395 уголовных дел. Сумма ущерба по ним составила более 5,5 млрд руб. По результатам прокурорских проверок к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 1700 лиц.

if(tn.tid IN(8105),term_data.weight+200,term_data.weight)

Эксперт считает, что проблемы в этой сфере необходимо решать системно

Вчера президент России Дмитрий Медведев проверил, как выполняются его поручения по борьбе с воровством и коррупцией в сфере ЖКХ и госзакупок. Совещание проходило в режиме видеоконференции. Глава государства предложил начать работу с обсуждения именно темы ЖКХ, которая «имеет особую социальную остроту». Медведев напомнил о своем поручении – до 1 декабря провести проверку финансовых операций коммунальных организаций за период с 2009 по 2011 гг. Также он подчеркнул, что правоохранительным органам также не стоит отстраняться от проблемы, а заняться борьбой с коррупцией в сфере ЖКХ.

Первое слово было предоставлено начальнику контрольного управления президента РФ Константину Чуйченко, который без перерыва сыпал цифрами и данными об итогах по выполнению поручений и указаний главы государства. Казалось бы, исполнительная дисциплина совершенствуется, и стоило ожидать, что распоряжения Медведева не просто выполнены, а даже перевыполнены. Однако как только перешли к обсуждению наболевшей темы ЖКХ, стало ясно, что поводов для радости все меньше, а надежды на решение этой бесконечно тянущейся проблемы тают на глазах.

Первым огорчил президента глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин, который заявил, что его служба проанализировала сотни тысяч финансовых операций, около 3000 юридических лиц и более 1000 физических лиц, чья деятельность связана с ЖКХ. В итоге ряд преступных схем все-таки удалось выявить и остановить, но преступники оказываются более находчивыми и выдумывают новые мошеннические схемы, чтобы похитить бюджетные средства. Много проблем доставляют фирмы-однодневки, которые устраивают сложные финансовые схемы, в итоге «суммы уходят в «обнал» либо непосредственно в офшоры». А расчетно-кассовые центры превращаются в «центры манипуляции финансовыми средствами», через которые из-за отсутствия контроля выводятся за рубеж. Чиханчин подчеркнул, что нередко чиновники оказываются также замешаны в мошеннических схемах.

Медведев в связи с фирмами-однодневками вспомнил про поручения правительству об ужесточении ответственности за такого рода преступления. Тут же досталось вице-премьеру Игорю Шувалову. «Слушайте, мы с Вами на эту тему разговариваем уже последние полгода. Там какие проблемы – проблемы в правительстве или в администрации президента? Вы скажите прямо, где эти законопроекты находятся?», – спросил президент. Шувалов пообещал уже на следующий день доложить, где документы и когда они будут внесены в Госдуму. Тогда Медведев напомнил еще о поручении по оптимизации расчетов с использованием РКЦ и приказал его также выполнить до конца.

Далее слово взял глава МВД Рашид Нургалиев. Он подтвердил, что собранные от населения платежи «выводятся из оборота предприятий сферы ЖКХ и ТЭКа». Чтобы выявить факты нецелевого использования денежных средств, министр предложил наделить жилищную инспекцию дополнительными полномочиями по проверке финансовой дисциплины ТСЖ и управляющих компаний. Затем бы к проверке уже подключались правоохранительные органы.

Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин заметил, что несовершенство законодательства не позволяет, согласно международным актам, разыскивать расхитителей средств, выделенных на ЖКХ, до возбуждения уголовного дела. В связи с этим он предложил ввести понятие «судимость юридических лиц», а также конфискацию. Бастрыкин подчеркнул, что 90% похищенных средств в сфере ЖКХ уходит за рубеж. Медведев поддержал инициативы главы Следственного комитета и поручил своей администрации рассмотреть этот вопрос. Однако по поводу конфискации он подчеркнул, что стоит подумать над «отделением имущества лица, которое привлекается к уголовной ответственности, от семейного имущества».

Далее в обсуждение включился генеральный прокурор Юрий Чайка, который предложил усилить персональную ответственность руководителей органов местного самоуправления, т. к. именно на уровне муниципалитетов фиксируется наибольшее количество нарушений. Чайка порекомендовал предоставить должностному лицу субъекта право отстранять от должности по представлению прокурора главу МО в связи с нецелевым расходованием бюджетных средств и иными нарушениями в сфере ЖКХ. Кроме того, по мнению генпрокурора, надо запретить структурам ЖКХ повышать тарифы, если они уклоняются от инвестиций в модернизацию сферы. А недобросовестные руководители организаций ЖКХ будут нести административную ответственность.

Регионы на совещании представлял губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Он привел конкретные примеры и, в подтверждение того, что президентское поручение выполняется, рассказал, что уже отстранил от должности нескольких мэров, которые превратили ЖКХ в «семейный бизнес». В то же время губернатор пожаловался на то, что Следственный комитет в регионе саботирует решение проблемы, т. к. за все время не довели до конца ни одного уголовного дела по такого рода нарушениям. Главная же проблема Кузбасса, по словам Тулеева, – это хищение угля. Для решения проблемы искусственного завышения тарифов он предложил исключать из суммы неосвоенные инвестиции. Медведев согласился с Тулеевым и пообещал дать соответствующие поручения по проработке возможности исключения из тарифов неосвоенных инвестиций, чтобы «этот «хвост» не волочился на протяжении нескольких лет».

О том, что в регионах действительно наблюдаются вопиющие нарушения в сфере ЖКХ, единороссы доложили Медведеву на примере Архангельской области, где были выявлены нарушения в работе таких компаний, как «Связькабельстрой-2», «Наш дом – Архангельск». Если первая перерегистрировалась в Вологде, то вторая вообще разделилась на 12 компаний, в итоге их число увеличилось за полгода с 47 до 87. Как следствие, все долги в размере 600 млн руб. «повесили» на жителей города. Именно такую сумму компаниям удалось увести из сферы ЖКХ. После этого президент не выдержал и призвал к ответственности чиновников области: «Я вообще просто не понимаю, что там происходит. Где там губернатор? Есть он там или нет? Есть власть в Архангельской области или нет? Способна она разобраться с этими проблемами, или ее нужно поменять?».

Завершая разговор о ЖКХ, Медведев еще раз призвал всех обратить внимание на эту резонансную тему, в которой находятся триллионы рублей, и поручил взять ее под государственный контроль. «Важнейшая задача, еще раз подчеркиваю, на основе которой наши люди судят об эффективности власти. Займитесь этим все», – закончил президент.

Несмотря на то, что уже не в первый раз власть пытается (или делает вид) решить проблему ЖКХ, однако по-прежнему все это больше походит на борьбу с ветряными мельницами. Тем не менее в коммунальное хозяйство вкладывают все больше средств, как бы предназначенных на модернизацию отрасли, но они исправно оседают в кошельках и на банковских счетах различного рода и масти чиновников. Возмущение населения, подобно гласу вопиющего в пустыне, остается не услышанным.

Генеральный директор ООО «Финэкспертиза» Агван Микаелян прокомментировал в беседе с обозревателем KM.RU вчерашнее совещание по проблемам в сфере ЖКХ:

– В последнее время меня не покидает чувство, что мы находимся в трагикомическом театре, где все всё понимают, но делают вид, что не знают и в первый раз услышали. После совещания у меня сложилось впечатление, что большие и малые начальники о чем-то отчитывались, пытались что-то сделать, сказать, но всем всё ясно и известно. И главный вопрос: если надо что-то сделать, то почему до сих пор не сделано? Поругать, раскрыть, погрозить пальчиком – это все понятно, но чем все это закончится?

Мне кажется, что проблему ЖКХ никто не собирается всерьез систематизировать. На сегодняшний день, думаю, нет ни одного здравомыслящего человека, который бы не понимал, что проблема ЖКХ – системная. Надо разделить для начала их на две группы. Первую условно назовем «уголовщина». Я не знаю, как можно решить эту проблему с нашей современной полицией, следственными органами, прокуратурой. Это только то, что касается всяких схем, воровства, вывода денег под фиктивные контракты и прочего.

Вторая группа проблем – это то, что называется «неэффективность». На всех наших знаменах написано одно большое слово – «неэффективность», я бы даже сказал «некомпетентность». Эту проблему тоже надо разбить на несколько групп. Совершенно не поднимается вопрос о том, что существуют неработающие схемы: это – очень высокий уровень централизации коммуникаций. Хотя есть прекрасные мировые примеры. Я не говорю, что все надо резко поменять, но надо хотя бы учесть. Например, в Париже 90% коммунальных услуг оказывается на локальном уровне, иначе говоря, котел стоит в подвале дома. Я очень часто задаю этот вопрос многим энергетикам, но ни один из них на него не ответил. Сколько мы теряем на транспортировке тепла? Сколько стоит обслуживание этих безумных подземных и неподземных коммуникаций? Тогда как можно элементарно подвести газ в котельную на одном котле: даже если он будет иметь в четыре раза меньший КПД, чем большая электростанция (хотя это не так: эти большие электростанции у нас отвратительны), все равно он будет выгоднее человеку по обслуживанию. Тогда люди поймут, что надо нанять человека, который будет включать и выключать.

Вопрос о централизации вообще никогда ни на каком уровне не ставится, хотя это – уже насущная проблема. Здесь есть противодействие, потому что эти услуги оказывают крупные компании, а им это совершенно неинтересно, чтобы у них отнимали кусок бизнеса.

Второй вопрос – эффективность всего того, что используется. Это отсталая техника, отсутствие системы контроля, плохое агрегатное состояние – там требуется глубокая техническая модернизация. Вот если бы был разговор такого плана, то я бы согласился, что мы собираемся что-то решить. А то получилось, что мы с очень большой помпой открыли, что у нас все плохо, хотя все это давно знают, и никому это доказывать не надо. Я считаю, что это ни к чему не приведет, т. к. не существует комплексного анализа, чтобы разделить вопросы модернизации и воровства. Даже ни разу не озвучили, что это – вообще разные проблемы. Постоянно кидают их в один котел: «Все там плохо, там воруют». А если не станут воровать, все будет хорошо? Нет, не станет хорошо! Если было очень плохо, то будет просто плохо. А если будем модернизировать, станет хорошо? Нет, будет то же самое! Надо и то, и другое сделать, но делать надо разными силами, разными средствами.

© Елена Колебакина 20.10.2011Первоисточник публикации.