Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Президент и премьер оплатили ЖКХ своими рейтингами

Рост коммунальных тарифов вызвал недовольство граждан


Растущая квартплата становится все более непосильной ношей для россиян.
Фото PhotoXPress.ru

Россияне платят за жилье все больше, тогда как качественных изменений в коммунальной сфере не происходит, что вызывает естественное недовольство населения. Падение рейтингов Владимира Путина и Дмитрия Медведева в начале года социологи связывают именно с ростом тарифов ЖКХ. Вчера эксперты сообщили, что доля коммунальных расходов в бюджетах россиян уже вполне сопоставима с богатыми европейскими странами.

«Нас сильно вводят в заблуждение, когда кивают в сторону западных стран, где расходы на ЖКХ отнимают более 25% доходов населения, – сообщила вчера в ходе видеомоста «Москва–Санкт-Петербург» член думского комитета по строительству и земельным отношениям Галина Хованская. – Дело в том, что в эти самые 25% в развитых странах включаются все расходы, в том числе выплаты по ипотеке. Поэтому ссылки на якобы низкие коммунальные тарифы в России, которые еще предстоит поднять до уровня европейских, иначе как попыткой ввести в заблуждение оценить сложно». Впрочем, москвичи находятся в привилегированном положении по сравнению с остальными гражданами – если траты на коммуналку превышают 10% от совокупного дохода семьи, им полагаются субсидии. Тогда как в Питере, как отметил первый зампред комитета по тарифам Санкт-Петербурга Иван Болтенков, предельный некомпенсируемый уровень платежей установлен на уровне 16%. Но и это можно считать достижением, поскольку совсем недавно он составлял 18%.

Между тем социологи отмечают, что рост тарифов серьезно портит имидж властей в глазах населения. В частности, специалисты Левада-Центра именно коммунальными проблемами объясняют падение рейтинга президента Медведева и премьер-министра Путина. Отвечая в декабре прошлого года на вопрос «В целом одобряете или не одобряете деятельность Дмитрия Медведева на посту президента», положительно ответили 75% опрошенных. Однако уже в январе этот показатель упал до 69%. Соответствующие показатели у премьера Путина составили 79 и 72%. Социолог Левада-Центра Денис Волков связывает падение рейтингов первых лиц в январе по сравнению с декабрем именно с ощутимым повышением тарифов. «Именно экономические проблемы – рост цен, безработица и прочее – для россиян основные, – уточняет он. – Тем не менее к росту цен в долгосрочной перспективе население привыкло. К тому же рост благосостояния все-таки продолжается и уровень протестных настроений сейчас в целом невысокий, поэтому массовых протестов ожидать сейчас, наверное, не стоит».

По данным опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведенного в середине января (1,5 тыс. опрошенных в 43 субъектах), впервые за полгода отмечен рост числа респондентов, заявивших о повышении цен на коммунальные услуги – за месяц с 30 до 54%. «Особенно остро отреагировали на ситуацию жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, – отмечают социологи ФОМ. – Рост цен и тарифов вообще и в сфере ЖКХ в частности лидирует среди факторов, повлиявших на ухудшение настроения россиян».

Как отмечает эксперт компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Ирина Воробьева, недовольство населения вызывает прежде всего сам факт роста тарифов. «Зарплату гражданам индексируют в соответствии с инфляцией далеко не везде, и сегодня это явление больше частное, чем повсеместное, – продолжает она. – От объяснений, почему именно растут тарифы, граждане далеки – основным ориентиром для них является их собственный уровень зарплаты, который на 15% в год никто не увеличивает. О том, что энергия – основная составляющая коммунальных платежей, стоит дороже, чем граждане платят сегодня, знают немногие. Еще меньше граждан знают, почему именно это происходит». К тому же, уточняет аналитик, с ростом тарифов, по сути, никаких качественных изменений не происходит: проблемы остаются, скорость их решения не увеличивается. В итоге возмущение ростом тарифов со стороны граждан выглядит вполне оправданным.

В свою очередь, директор департамента частного и корпоративного кредитования компании Penny Lane Realty Роман Строилов полагает, что платежеспособное население готово адекватно реагировать на разумное повышение тарифов. И 15-процентный рост можно назвать вполне приемлемым. «Другое дело, что непонятно, куда идут эти деньги. Где и что становится лучше? – недоумевает он. – Улицы и дороги стали убирать хуже. С крыши снег падает на наших детей. Инфраструктура не обновляется, различные управляющие компании занимаются расхищением полученных средств. Здания не ремонтируются, а обязательные работы выполняются формально, по завышенным сметам. Также неясно, каким образом распределяются уплаченные средства. Во избежание возмущения широкой общественности необходимо максимально информировать и отчитываться перед народом, тогда и спокойствия станет больше. Сама по себе услуга установки счетчиков позволяет окупить затраты через 3–5 лет, но вопрос – к чему такие вложения? Для населения, находящегося за чертой бедности, любое повышение тарифов рассматривается критично и отвергается независимо от качества услуг. Важны прежде всего качество оказываемых услуг и прозрачность их расходования».

По мнению эксперта, говорить о повышении тарифов в тот момент, когда не растут доходы населения, нельзя. «Потенциально потребитель готов и к росту на 30%, но только если благосостояние будет расти, чего пока мы не наблюдаем, – утверждает Строилов. – Поэтому порог повышения тарифов на уровне 15% можно считать близким к критическому. Ожидать протестов и волнений можно было бы в случае повышения тарифов, например, на уровне 40–50%. А меньшее повышение наш терпеливый народ пока переваривает».

© Сергей Куликов, Михаил Сергеев 17.02.2011Первоисточник публикации.