Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Латиноамериканское здравоохранение идет в Россию

Факты KM.RU

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей.

Ранее данную функцию выполняло Министерство здравоохранения России (Минздрав России).

В правительстве готовится реформа здравоохранения, пишут «Ведомости». Она предполагает переход на страховые принципы финансирования, а также отмену нефинансируемых мандатов. То есть будут отменены обещания, которые хронически не выполняются (недофинансируются).

Формально в нашей стране есть гарантии бесплатного медицинского обслуживания. Но на те деньги, которые выделяет государство, выполнить их в полном объеме невозможно. Сейчас за работающих взносы на медобслуживание платят работодатели через Фонд обязательного медицинского страхования, а за неработающих — региональные бюджеты, если в них что-то остается. Из-за недоплаты за неработающее население медицина ежегодно недосчитывается около 375 млрд рублей, подсчитали в Минздраве.

Поэтому государство и хочет снять с себя невыполняемые обязательства. А те, которые оно за собой сохранит, в идеале должно будет финансировать неукоснительно. Минздрав предлагает по каждому заболеванию ввести четкие государственные стандарты медицинской помощи, с тем чтобы гражданин понимал, что он вправе получить бесплатно, а в каких случаях придется платить за лечение.

Стандарты представляют собой перечень услуг, медикаментов и медицинских технологий, гарантированно предоставляемых пациенту в случае того или иного заболевания. Все же, что не входит в программу госгарантий, должно будет финансироваться государством по остаточному принципу или ложиться на плечи самих пациентов.

Эксперты полагают, что основная трудность будет заключаться в определении стоимости этих стандартов. Дело в том, что их разрабатывают медики, которые руководствуются прежде всего логикой максимальной эффективности лечения и опираются на самые последние достижения в клинической практике. В итоге стоимость стандартного набора для лечения конкретного заболевания может оказаться в три-четыре, а иногда и в десятки раз больше, чем стоимость лечения этих заболеваний сейчас.

В настоящее время, по данным исследования ВШЭ, более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% — за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% — за стоматологические услуги. Нередко доплата идет непосредственно врачам и медсестрам, ее «не видит» ни статистика, ни бюджет больницы.

Примечательно, что чем беднее регион, тем больше его жители тратят личных денег на лечение, компенсируя недостаток государственного финансирования. Как показало «Национальное обследование благосостояния домохозяйств и участия в социальных программах» (НОБУС), в экономически развитых регионах бесплатно лечится около 70% заболевших, а в депрессивных краях — только 55%. Медпомощь в небольших городах и поселках становится все менее доступной. Таким образом, здесь действует все тот же старый принцип: «Хочешь хорошо и качественно лечиться – переезжай в крупный город».

Выхода из ситуации два: либо снизить стандарты, либо сосредоточиться на приоритетах. Очевидно, государство предпочтет второй путь: разработает федеральные стандарты только по двум-трем десяткам ключевых заболеваний, самых распространенных в стране или больше всего влияющих на показатели смертности. Зато потом будет оплачивать выполнение этих стандартов в обязательном порядке и добиваться, чтобы в каждой сельской больнице было соответствующее этим стандартам оборудование и врачи.

Без этого мы скоро придем к латиноамериканской модели здравоохранения, когда те, кто может платить, будут вынуждены тратить на лечение все больше и больше, не имея гарантий качества. А те, кто платить не может, будут получать бесплатно медицинскую помощь все более низкого качества или вообще останутся без лечения.

Таким образом, можно констатировать, что под действием «невидимой руки рынка», на которую так молились губошлепы-реформаторы в девяностых, общедоступное и бесплатное здравоохранение скукоживается до перечня в 20–30 болезней, по которым можно будет получить хоть какую-нибудь гарантированную помощь. За лечение же от остальных хворей придется выкладываться по полной программе или уповать на милость работодателей и надеяться, что те предоставят оплаченную медицинскую страховку. Но если вспомнить, что до сих пор в России большинство зарплат выдаются в сером виде, то о таких надеждах пока можно благополучно забыть.

© Леонид Рудницкий 25.05.2010Первоисточник публикации.