Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Родителям урежут их права

Несмотря на протесты общественности, в России набирает обороты эксперимент с введением «паспортов здоровья школьников». Нарушающий Конституцию и международные конвенции документ уже в следующем учебном году будет роздан школьникам нескольких регионов.

Впервые о проекте «паспорта здоровья школьника» стало известно в декабре прошлого года из сообщения Министерства образования и науки. На сайте министерства цель проекта сформулирована так: «Паспорт — это не самоцель, это не просто фиксация психофизиологического статуса отдельных школьников. Оценка состояния здоровья детей в каждом классе каждой школы позволит осуществлять мониторинг состояния здоровья детей в стране, вносить необходимые изменения в условия обучения, в организацию оздоровления и отдыха детей, чтобы эффективно обеспечивать сохранение и укрепление здоровья школьников, формировать у них культуру здорового и безопасного образа жизни».

Справка KM.RU:Проект «паспорта» был разработан «Центром исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи». Это государственное учреждение при Федеральном агентстве по образованию. Центр занимается подготовкой и повышением квалификации специалистов по воспитанию детей. Пропагандируемый центром подход к раскрытию личностного потенциала ребенка упоминался в Выступлениях Дмитрия Медведева, в частности в его прошлогоднем Послании Федеральному собранию. Кроме того, именно он лежит в основе программы «Наша новая школа». Подход этот основан на достижении  акме. Фрейд, который первым ввел этот термин, обозначал им достижение пика удовольствия в процессе полового акта. В современной психологии  акме — это соматическое физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве. Это состояние связано с возрастом человека и приходится приблизительно на период от 30 до 50 лет. Именно на достижение акме направлены все популярные ныне тренинги личностного роста для менеджеров и бизнесменов. Теперь эта система психологического программирования, надо полагать, будет внедряться в российских школах.

Для проведения «мониторинга» министерству требуется следующая информация. Список заболеваний, которыми страдает ребенок, точные физические характеристики, вплоть до состояния зубов. Данные о рационе питания, расписание учебных и выходных дней. Сведения о заболеваниях в семье, есть ли в семье люди с ограниченными физическими возможностями, были ли случаи психических заболеваний, какие вредные привычки есть у родителей и т. д. Кроме того, предлагается перечислить адреса и номера телефонов всех ближайших родственников и друзей. Есть и экзотические требования – нарисовать план комнаты, в которой живет ребенок или оценить эмоционально-психологическую ситуацию в семье.

Кроме самого ученика записи в дневнике будут делать родители, учителя и школьные медработники. Последние будут давать оценку физическому и психическому здоровью ребенка. Как такое технически возможно, представить себе трудно – ведь предполагается, что паспорта будут храниться в школах, скорее всего, школьников будут анкетировать. За первоклашек записи, очевидно, будет делать учитель или социальный работник.

Возникает вопрос, а что же будут делать в Минобразе с результатами мониторинга? Какие конкретно «изменения в условиях обучения» будут произведены, если выяснится, что в сколько-нибудь серьезном проценте российских семей окажется «конфликтная» эмоциональная ситуация? А если окажется, что во всех семьях ситуация «благополучная», ничего делать не будут?

Получить объективнее представление о состоянии здоровья школьников можно будет только в части успеваемости и физической подготовки, т. е. данных, которые будут вноситься в паспорт работниками школы. Но такие данные министерство исправно получает и сегодня без всяких паспортов — иначе откуда у этого ведомства блестящая статистика по результатам реализации нацпроекта «Образование». Правда, нынешняя статистика не персонифицирована. Зачем же нужна персонификация?

Сбор такой информации противоречит сразу двум статьям конституции – 23 и 24 – «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну» и «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». В такой же степени сбор подобной информации нарушает Конвенцию ООН о правах ребенка (ст. 16), Конвенцию о правах человека (ст. 8). Что характерно, ни правозащитные организации (которые так сильно увлечены 31 статьей Конституции), ни российский омбудсмен Павел Астахов (озаботившийся проблемой усыновление российских детей иностранцами), данную ситуацию никак не комментируют.

Родители вынуждены бороться за свои права в одиночестве. Так, на Первом съезде родительских комитетов и сообществ России, который прошел в Екатеринбурге в апреле, участники потребовали от государства запретить внедрение «Паспортов здоровья школьника». В резолюции съезда содержится требование запретить анкетирование детей в отсутствие родителей и без их согласия, а также сбор данных о частной жизни родителей. Кроме того, участники съезда потребовали ликвидировать институт детских омбудсменов. По их мнению, именно через него в России внедряется система ювенальной юстиции, которая ведет к культивированию вседозволенности и безнаказанности.

Однако в сентябре следующего года школьники как минимум пяти регионов России получат для заполнения «паспорта здоровья». Данные миллионов российских семей будут собраны в одну статистическую базу, которая обязательно, в какой-то момент станет достоянием общественности. В Интернете до сих пор можно свободно купить базы данных налоговой инспекции. Даже если заполнение паспортов на этапе эксперимента будет носить добровольный характер – по факту заполнение все равно станет принудительным, школы не захотят выглядеть плохо перед министерством.

Все протесты общественности, все письма родительских комитетов не окажут на процесс внедрения паспортов никакого влияния. Если министерство решило сознательно (если это сделано несознательно, то это уже профнепригодность) нарушить Конституцию, то дело серьезное – вопрос обсуждаться не будет. Как остались без внимания все протесты против ЕГЭ, как не имели никакого эффекта все выступления против монетизации льгот, как наплевали на экспертные заключения о внедрении в России ювенальной юстиции – так же поступят и с нынешними резолюциями.

Если вспомнить, что Общественная палата совсем недавно рекомендовала Госдуме принять рамках судебной реформы закон о ювенальной юстиции, складывается впечатление, что государство взяло курс на лишение всех родителей России родительских прав.

© Иван Романов 18.05.2010Первоисточник публикации.