Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

«Медведев не вник в суть того, что ему написали»

Факты KM.RU

Из выступления Дмитрия Медведева 22 апреля:

«Мы не так давно утвердили образовательную инициативу «Наша новая школа». Смысл этой инициативы – в создании школы, которая должна помогать раскрывать личностный потенциал. Не только давать знания, хотя это для школы важнейшее предназначение, но и раскрывать личность любого ребенка, любого человека, который приходит в школу. И не только помогать раскрывать личностные способности, но и готовиться к условиям жизни в высококонкурентной среде, т. е. уметь бороться за себя, уметь реализовывать свои идеи».

Заявление, которое принято относить к знаковым, сделал вчера в подмосковной Истре Дмитрий Медведев. Собрав там президиумы Госсовета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию, президент России призвал, по сути, к «некой смене парадигмы, в т. ч. образовательной».

«У нас длительное время считалось, что человек должен раскрывать свои лучшие способности в коллективе, а коллектив должен помогать человеку, это нормально. С другой стороны, каждый человек сам должен заниматься своей карьерой, думать о своем будущем и исходить из того, что ему придется конкурировать с другими людьми. Это – некая смена парадигмы, в т. ч. образовательной. Думаю, что мы действительно должны в известной степени поменять наши установки (может быть, даже и ценностные установки) на эту тему», – передает слова Медведева сайт «Президент России».

Действительно, в течение советского периода (да и не только его одного) коллективизм был одним из краеугольных камней государственной идеологии. Этот принцип пронизывал едва ли не все сферы жизни и, конечно, играл важную роль и в системе образования. Ситуация, при которой лучшие ученики помогают отстающим, считалась сама собой разумеющейся. Но в начале 90-х годов в обществе начались новые веяния: коллективизм стали подвергать осмеянию, всячески пропагандировалась идея конкуренции, и подспудно внушалась мысль, что люди теперь стали соперниками на рынке труда, а поддержка ближнего – это помощь конкуренту. Ясное дело, что пропаганда такой дикой формы индивидуализма не могла не затронуть и школу, которую примерно в это же время стали подвергать всевозможным реформам.

Однако, несмотря на то, что с тех пор прошло уже почти 20 лет, многие эксперты отмечают, что в своей основе наша школа осталась прежней. Как ни пытались изменить ее суть, а главные принципы образования в целом пока устояли. Оказалось, что совсем непросто внушить ученику, что его сосед по парте – «конкурент на рынке труда».

Интересно, что по мере того, как реформы все больше и больше заводили нашу страну в тупик, постепенно угасал и энтузиазм идеологов реформ. В обществе их лозунги стали восприниматься все с большим скептицизмом. Зажигательные речи начала 90-х постепенно перестали вдохновлять. Это и неудивительно: ведь люди на собственном опыте убедились, чем оборачиваются широко разрекламированные изменения в стране. Реальность оказалась очень далека от той радужной картины, которую рисовали «рыночники».

В 2000-х годах стали говорить о том, что маятник общественных настроений начинает сдвигаться в противоположную сторону. Охаивать прошлое перестало быть однозначно модным: наоборот, все чаще стали говорить о положительном советском опыте, в т. ч. накопленном в системе образования.

Но как тогда понимать нынешнее заявление Медведева? Что имеется в виду под «изменением установок», о котором говорил президент? С одной стороны, Медведев положительно оценивает практику, когда коллектив помогает отдельной личности, но при этом он поднимает тему конкуренции. Конечно, советские времена ушли в прошлое, СССР распался в 1991 году, и с тех пор изменилось очень многое. Действительно, сейчас – другая экономика, значительная ее часть находится в частных руках, так что экономическая конкуренция – реальность. Но это вовсе не значит, что мы должны отказываться от того положительного, что было в нашем советском (и не только в нем одном) прошлом.

За комментарием мы обратились к известному мыслителю и одновременно эксперту в области науковедения Сергею Кара-Мурзе:

– Все выступление Дмитрия Анатольевича Медведева содержит столько странных положений, что кажется, будто ему подменили спичрайтера. Это – первое предположение. Второе предположение – что сам президент действительно выражает те представления об обществе, о человеке, которые до последнего времени как-то не полагалось излагать гласно. Эти пассажи из его заявления означают стремление перейти к ценностям социальной конкуренции. Но в русской культуре раньше это открыто отрицалось, после 1992 года власть умалчивала об этих намерениях, а вот сейчас она сообщает. Я все-таки в эту версию не верю. Я считаю, что Дмитрий Анатольевич Медведев не вник в суть того, что ему написали. Он не представляет себе, что значит сменить ценностные установки страны, общества, народа. Это по указу президента не делается. Это – очень долгий, трудный, болезненный, связанный с глубокими конфликтами процесс. Он у нас и идет, но невозможно поменять установки, как говорится, в запланированный срок к какому-то году! Что мы видим в результате этого процесса? Мы видим противостояние частей общества. Оно скрытое, потому что это происходит еще не радикально. Да и с прагматической точки зрения это сразу снижает конкурентоспособность. Если он говорит, что мы опирались на то, что коллектив помогал человеку, а теперь мы должны эти установки изменить, то мы потеряем то конкурентное преимущество, которое мы получали за счет этого кооперативного эффекта. 

© Дионис Каптарь 23.04.2010Первоисточник публикации.