Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

ГИПОТЕЗА О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ТЕРРОРИЗМА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

 Трагедии в Москве и  Кизляре с новой силой вызвала к жизни споры о сущности терроризма. Актуальность вопроса вполне объяснима — до тех пор, пока человечество не поймет логику поведения, а тем более внутренние устремления тех, кто устраивает взрывы, убивая  МИРНЫХ жителей, любые методы борьбы будут неэффективны.

Как не  понять  эмоции  Первого лица Державы: «… Мы их найдём и всех уничтожим…!». Но…практически все уже понимают, - одними силовыми мерами  проблемы СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  не решаются. Потому-то и звучат, слава Богу, из тех же уст (уже через день после Кизлярских событий) тезисы не только о социально-экономическом развитии, но и о НРАВСТВЕННОМ   ВОСПИТАНИИ  (!) К последнему мы ещё обратимся ниже.

          «…….Террористические акты, подобные  тем,  которые   совершены на   этой   неделе  в  московском  метро,  меняют  контекст  политических  и общественных дискуссий. Порой - кардинально……»   (Георгий Бовт   «ИНОЙ КОНТЕКСТ» («Известия», 01.04.10, стр. 6))

                При непонимании сути вопроса, практически любые предлагаемые сценарии реагирования почти полностью соответствуют планам террористов. Вступая в примитивно-силовое  противоборство, человечество фактически идет на поводу у террористов, и усугубляет ситуацию, Пока не будет вычислена логика принятия решений террористического центра (на личностном уровне), никакие мероприятия не приведут к положительным результатам. 

       Но, что мы имеем: та же газета задаёт вопрос главному аналитику Всемирного антикриминального и антитеррористического фонда Олегу Нечипоренко (куда уж выше?). «Олег Максимович, у вас есть рецепт, как победить терроризм?» И…ответ, - «Не думаю, что он вообще у кого-нибудь есть".  «Нужно бороться с терроризмом в головах», («Известия», 31.03.10, стр. 3))

       И мнение ещё  одного эксперта, бывший начальника аналитического управления КГБ СССР Николая Леонова:

       «…. Надо рубить корни терроризма, надо понять, что его питает, что движет людьми, которые идут в смертники. Это же не только проблемы социально-экономического развития Северного Кавказа, на которые иногда ссылаются. В России много отсталых регионов, но там не порождается терроризм. Должны быть какие-то сильные внутренние причины, которые заставляют людей идти на теракты.

        В руках у федеральных сил находятся сотни задержанных в разное время людей, принимавших участие в террористических и бандитских операциях. Выявить с их помощью базу, ту почву, на которой произрастают жуткие ростки терроризма, - вот что мне кажется чрезвычайно важным…» («Надо рубить корни терроризма», «Известия», 30.03.10,стр. 6))

        Автор данной статьи на протяжении тридцати лет  профессионально занимается вопросами ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ  чрезвычайных ситуаций. (www.sibir-put.ru)  В первую очередь, - тех, которые спровоцированы  не слепыми силами природы, а именно, - т.н. ДЕВИАНТНЫМ  поведением человека.

        Потому - то  дерзну предложить гипотезу (на дискуссию). Но, откликаясь на мнение Георгия Бовта, « …контекст  придётся изменить кардинально».  Вплоть до прогноза  возможного категорического  неприятия. Если последнее  проявится, попрошу задать  по прочтении уточняющий вопрос

       Во-первых, надо сразу определить, кто такой террорист. Часто террористов называют бандитами. Часто — потерявшими рассудок воинами, мстителями. Но оба определения явно некорректны.

        Подумаем,  -  кто такой воин? Это человек, который борется за некое конкретное дело, - защита Родины - самое святое.  Однако для него существует также святое понятие воинской чести. И, следуя ему (по традициям того же Кавказа), он никогда не опустится  до войны с мирным населением. Даже на вражеской территории, тем более, - с детьми  и женщинами. Исходя из этой логики, можем ли мы назвать воином террориста?

Кто такой бандит? Это тот, кто своими злодеяниями добывает средства на жизнь. И делает это, как правило, тайно. Террористы же обязательно проводят публичную акцию, тем более со своих действий прямую выгоду получают крайне редко. Значит, назвать их бандитами также нельзя.

Требования политические? Но они настолько расплывчаты, что принимать их  к рассмотрению вряд ли стоит серьёзно.

 Вспомним ещё раз предупреждение  Первого лица Державы: «… Мы их найдём и всех уничтожим…!». Кто бы сомневался….. Так осознаёт ли сам террорист, что ему от возмездия не уйти?  Ответ прост,  -  да, понимает отлично. Так почему же действует? И, более того, -  демонстративно  «берёт ответственность на себя»…..!

У него  отклонения  в психической сфере, нарушен инстинкт самосохранения ?  Но, психологи-эксперты практически всех террористов однозначно признают ВМЕНЯЕМЫМИ.

Так как же определить само явление терроризма? Сделаем небольшой экскурс в подсознательную психологическую сущность обычного, казалось бы, человека.

Существует несколько способов взаимодействия человека с окружающей средой, отношения его к жизни. Первую модель принято называть «западной». Цель жизни здесь,  - успех, способность быть всегда и во всем первым, так как мир представляется изначально несущим агрессию, опасность.

Ко второй модели склонны «восточные» цивилизации. Они находятся  как бы наполовину на Земле, наполовину в Космосе, и считают, что мир земной по отношению к человеку вообще нейтрален. Нереальность земного существования позволяет им с легкостью лишать себя жизни, вспомним хотя бы  традиции тех же японских самураев.

И третья модель, «северная», к которой относится, в том числе и Россия. Окружающий мир в этом представлении изначально добр к человеку, а смысл жизни — в постоянном духовном росте. Страдание в этой модели считается символом близости к Господу. Именно поэтому самоубийство в северной культуре является тягчайшим грехом — человек не вправе распоряжаться своей жизнью.

Все три культуры взаимоисключаемы. Нет однозначно плохой и однозначно хорошей, их вообще нельзя оценивать с такой точки зрения. Они хороши, если применяются к человеку с соответствующим  психотипом. Кстати, оговорюсь сразу, сопоставление себя с той или иной культурой происходит на подсознательном уровне и публичное определение недопустимо. Эго психологическая  тайна  адекватна тайне врачебной.

 А теперь, - главное: существуют так называемые одноосновные цивилизации, где население с единым психотипом составляет большую часть, до 95 процентов, а также многоосновные, где граждане с  различными психотипами представлены в сопоставимых пропорциях (Н.Я. Данилевский). Если проанализировать, оказывается, что именно государства второго типа наиболее подвержены такому явлению, как терроризм. Практически все мировые центры терроризма являются многоосновными цивилизациями — Палестина, Северная Ирландия, Центральная Америка, некоторые регионы Индии. Кстати, и зародился терроризм в многоосновной стране, -  в России, в 19 веке, приснопамятная «Народная Воля». И нынешний Кавказ, - просто ярчайшая иллюстрация.

Почему происходит подобное?

В одноосновных сообществах примат одной культуры очевиден. Вплоть до гарантии этого первенства со стороны государства. В многоосновных  же идет постоянный информационный обмен между всеми культурами, даже соперничество для человека, который прекрасно знает, к какому типу он относится, данный обмен не представляет опасности. Но у людей без внутреннего духовного стержня, которые не относят себя ни к одному из психотипов, возникает соблазн выбрать лучшее из каждой культуры , и создать культуру синтетическую.

Как известно, «хорошее», и «плохое» есть в каждой культуре: «западник» всегда готов победить, но не всегда обладает необходимыми для этого возможностями; «Восточный»  человек  при наличии фундаментального знания  часто подвержен легкому расставанию с жизнью, вплоть до суицида (но по собственной воле и,  не затрагивая право на жизнь других). А опережающая доброта «северного» часто заставляет его «лезть ко всем» с совершенно ненужными советами.

И,  если они все изучают друг друга,  не вмешиваясь, не навязывая своё мнение иному, то общественные отношения  стабильны

СИНТЕЗ  же этих культур и порождает явление терроризма. На ПОДСОЗНАТЕЛЬНОМ уровне у террориста отпечатывается следующая программа действий — публично победить, после чего красиво уйти из жизни. Но поскольку северная культура налагает табу на самоубийство, террористу нужен палач. Им и становится доведенный до состояния аффекта мирный житель, на глазах которого покусились на символы его державы. А тем более, обидели жену и детей!

Следовательно, одной из причин терроризма является равная доступность каждой культуры, право каждого осваивать  любую информацию, не относя себя  самого ни к одной, конкретной культуре.

Вот здесь  обычно и начинается категорическое неприятие  данной гипотезы. Покушение на свободу распространения информации, ограничения в доступности её!  Согласимся, - это слова внешние.  Внутренняя же причина, - все мы, увы,  в той или иной мере,  взращенные  на  тезисе  о «……едином советском народе….», да ещё и  примитивно «отхлебнувшие» бездумно от  «общечеловеческих ценностей», несём в себе ту самую бациллу  ДЕВИАНТНОГО  поведения

Так,  где же надежда!  А именно в  нашем, российском,  изначально многоосновном обществе, и  выработаны  основные правила  взаимопроникновения  и  творческого взаимодействия  культур. Однако  это не пресловутая толерантность, но наш, российский, -  ВЗАИМОИНТЕРЕС.

Основы его хорошо известны специалистам,  занимающимся  теорией и практикой УСТОЙЧИВОСТИ  СЛОЖНООРГАНИЗОВАННЫХ СИСТЕМ.  Дайте же им возможность высказаться по теме

Конечно, то, что зрело 150 лет, «за один вечер» не решить. Но... уже само принятие четкой позиции, по крайней мере, снизит вероятность рождения и воспитания потенциальных «будущих террористов». Особенно, - в плане предлагаемого «…социально-экономического развития…», и  опять же, - акценте  на  малопонятное для непрофессионалов  внимание к нравственному воспитанию.

Для нашего региона, Урала  эта тема особо актуальна. Как известно, если рассматривать всю территорию России по критерию многонациональности, то Урал стоит на втором месте. После того самого Кавказа. Однако,  именно здесь, на Урале есть примеры общественных и политических явлений, внушающих оптимизм

Также повод для оптимизма есть и на Юге России. Фактически самая сильнодействующая  антитеррористическая акция  в той же Чечне, - строительство  Мечетей. Пусть  народ найдёт свой личный путь к  Богу, Аллаху…! И мы, Православные, за них порадуемся. Но не только порадуемся, но и на себя, далеко не совершенных, посмотрим. Да и углубимся в итоге в  культуру свою. (Кстати, - ещё раз о необходимости строительства новых Храмов)

Вне всякого сомнения, иудеи, буддисты и многие иные пойдут по пути подобному. Вот и  оскудеет та почва, на которой произрастает  тот  самый «сорняк» терроризма.

 Выдвигая данную гипотезу, автор готов рассмотреть любую версию, хотя бы как-то объясняющую внутреннее антидуховное состояние террориста, и соответственно простраивать варианты квалифицированного реагирования на ситуацию.

       P.S. Более подробно  тема рассматривается: www.sibir-put.ru/index.php?,                       edu.seu.ru/articles/cheurin1.htm,  apocalypsejournal.ru.

© Г.С.Чеурин. Учебный Центр по предотвращению социальных и природных чрезвычайных ситуаций «ИТАЛЛ» 07.04.2010Первоисточник публикации.