Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Евгений Богомольный: «Как навести порядок в ЖКХ?»

Проблемы в системе жилищно-коммунального хозяйства начались не вчера и даже не год назад. Свои истоки они берут с конца 80-х – начала 90-х. Все эти проблемы накапливались два десятилетия, поэтому не стоит удивляться тому, что сегодня капитального ремонта требуют порядка 1,5 млн многоквартирных домов. При этом их износ в среднем составляет от 30% до 65%.

Еще два года назад Владимир Путин заявлял, что «прежде чем отдавать жилищно-коммунальное хозяйство в руки собственников, необходимо привести эту сферу в порядок, сделать ее более привлекательной». Но, к сожалению, ситуация за это время в принципе не изменилась, лишь постепенно стали появляться ТСЖ, доля которых, кстати, по всей России не превышает и 7%. Столь невысокие показатели определяются тем, что рентабельность управляющих компаний, мягко говоря, невысока. Но эту проблему так или иначе, но все-таки придется решать.

По мнению заместителя председателя Комитета по собственности Государственной Думы Евгения Богомольного, внедрение саморегулирования управляющих компаний является одним из путей повышения прозрачности и эффективности рынка ЖКХ. В принципе, по такому пути и идет сейчас наша страна. В частности, в конце января была даже создана ассоциация «Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью».

Генеральный директор Фонда ЖКХ Константин Цицин поставил перед этой ассоциацией следующие задачи: формирование единых стандартов управления объектами недвижимости, координация взаимодействия управляющих компаний с поставщиками коммунальных услуг и их потребителями, органами власти, а в конечном итоге – создание эффективного и качественного рынка услуг по управлению недвижимостью. Поставленные Цициным задачи не вызывают никаких нареканий. Вопрос лишь в том, сколько на это потребуется времени.

Как навести порядок в ЖКХ? Как решить проблему аварийного и ветхого жилья?

На эти и другие вопросы ответил заместитель председателя Комитета по собственности Государственной Думы Евгений Богомольный в прямом эфире KM TV 16 февраля в 13.00.

Ведущий эфира – лауреат премии «Персона России» Петр Татарицкий.

Сегодня на карте обсуждений  ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство. Гость онлайн-конференции — депутат, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ по собственности Евгений Богомольный. Добрый день.

Здравствуйте.

Раньше считалось, что в России две беды, две проблемы – дураки и дороги. Неужели сегодня можно отнести к этой категории не решаемых проблем и третью, под названием «ЖКХ»?  Или все-таки мы сможем увидеть свет в конце тоннеля и, может быть, даже все-таки в недалеком будущем?

Я думаю, что ЖКХ всегда было проблемой у нас, кроме  дураков и дорог. И проблемы ЖКХ, проблема появления нетрезвого слесаря или еще чего-то, оно всегда обсуждалось на кухонном месте, но сейчас, я думаю, что за последние 20 лет действительно появляется свет в конце тоннеля, все как-то упорядочивается. Все-таки мы практически пришли к моменту, когда мы говорим, что практически 100% мы уже за ЖКХ платим, поэтому хотим получить достаточно качественные услуги, хотя, конечно, проблем очень много. Часть проблем начала решаться за счет Фонда реформирования ЖКХ (это нам известно), и переселение пошло граждан из аварийного и ветхого жилья, и капитальный ремонт домов, то есть процессы нарастают. Нарастают процессы внедрения частных форм управляющей компании, появляются товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, то есть собственники, это наши граждане, получают, в общем-то, возможность влиять на этот процесс.

Однозначно, что о проблемах в сфере ЖКХ говорят уже второй десяток лет. Каковы масштабы этой проблемы сегодня?

Это достаточно серьезная отрасль, это где-то около 1,5–2 трлн.  рублей всего объема, который есть в ЖКХ, это тарифы, которые, к сожалению, постоянно растут каждый год…

А зарплата не увеличивается у бюджетников, в первую очередь, но тарифы растут.

Я думаю, что еще какое-то время, к сожалению, это будет. Хотя мы знаем, что рост тарифов, их величина, достаточно серьезно были сбиты: тем, что мы в свое время принимали закон, что не более 20%, сегодня уже все-таки более мягкий рост тарифов, хотя он есть, и это все прекрасно знают, получая в январе расчетки за январь. Но все-таки, в отрасли достаточно серьезные перемены есть, назревают и продолжаются, потому что, еще раз подчеркну, появились и частные управляющие компании, нашим гражданам есть из чего выбирать.

Надо сказать, что они появились, но, допустим, я могу судить по тому дому, в котором живу лично я – как уборщица раз в месяц мыла лестничную клетку, так она и делает это раз в месяц, и бесполезно, на самом деле, кому бы то ни было об этом говорить и обращаться, в ответ тишина. Если позволите, в продолжение этой темы, мы озвучим кое-какие вопросы и реплики от наших телезрителей и перейдем дальше к обсуждению: «Какой государственный орган может проверить экономическую обоснованность тарифов ЖКХ?»

Эти органы существуют, они все известны, они начинаются сверху и донизу. Тарифы на электроэнергию и на газ утверждает федеральная энергетическая комиссия. Естественно, она их утверждает на основании экономически обоснованных расчетов. Другие тарифы – у нас тарифы есть и по теплу, и по горячему, и холодному водоснабжению – в компетенции территориальных энергетических комиссий, есть ФЭК (федеральная), есть ТЭК (территориальная энергетическая комиссия), остальные все тарифы по Водоканалу, по поставке воды утверждают органы местного самоуправления. И всюду есть расчеты, потому что просто так тарифы не утверждаются, и граждане, если хотят, и депутаты, они имеют полное право запросить те тарифы, которые рассчитаны поставляющими организациями, плюс привлечь независимую экспертизу и проверить обоснованность расчетов этих тарифов.

Еще один вопрос и реплика: «Боремся за прозрачность стоимости ЖКХ, а элементарный порядок по выставлению счетов навести не можем. Указывают тариф и сумму начислений, количество отсутствует». И еще одна реплика: «Вы бы проверили обоснованность тарифов у нас, в Кирово-Чепецке, а то одна болтология. В маленьких городках хозяева одни и диктуют свои же условия».

Здесь, к сожалению, надо поднимать немножко другой пласт. Надо говорить о том, что примерно уже 18 лет идет бесплатная приватизация жилья, и мы с вами знаем, что она должна была закончиться 1 марта 2010 года, но еще продлена до 2013 года. Сегодня более 80% жилья приватизировано гражданами, остальное — это муниципальное жилье, которое предоставляется по Договору социального найма. То есть, у любого метра жилья есть собственник. Сегодня Жилищный Кодекс, начиная с 2005 года, дал право собственникам – еще раз скажу, это больше 80% и это мы с вами, – дал право самим выбрать способ управления своим жильем и  общедомовым имуществом. Это или непосредственно прямое заключение Договоров или создание Товариществ собственников жилья, которое само может управлять домом, или собственники определяют, что они нанимают управляющую компанию. Поэтому надо просто требовать. То есть сегодня мы с вами платим собственные деньги по этим расчетам, поэтому и мы сегодня вправе то ли с ТСЖ, то ли с управляющей компании, просто-напросто потребовать – дайте расчеты. И они обязаны это сделать, то есть никаких проблем нет представить, потому что эти тарифы, по которым работают управляющие компании, утверждаем мы с вами, собственники, подписывая договор с управляющей компанией. Эти тарифы на обслуживание утверждаем мы, когда мы выбираем ТСЖ и назначаем председателя, это мы с вами делаем, так вот с них и надо требовать. Сегодня говорить, что кто-то там чужой, уже нельзя, это наши с вами деньги, и мы вправе за наши с вами деньги получить полную информацию. Если нас это не устраивает, мы вправе и переизбрать председателя ТСЖ, и нанять другую управляющую компанию. Просто этим надо пользоваться.

16.02.2010, 13:07

Сколько сегодня в среднем составляет износ жилищного фонда?

Каков износ котельных, коммунальных сетей водопровода, канализации, тепловых сетей, электрических сетей, очистных сооружений, допустим, водопровода и той же канализации? Потому что не секрет, что всерьез изменением этих условий, которые способствуют нормальному функционированию жилищного фонда, давно не занимались.

Я специально взял справочку, чтобы не быть голословным – на сегодня жилищный фонд РФ составляет 3 млрд. квадратных метров жилья. Домов примерно около 3 млн. многоквартирных. Капитального ремонта требует – то есть физический износ составляет от 30% до 65% — примерно 1,4 млн. многоквартирных домов из 3 млн. Если без учета двухквартирных, потому что «многоквартирный дом» — это две и более квартиры, то примерно 962 000 домов. Вот примерный порядок. То есть из 3 млн. это как минимум 30%. Аварийных домов примерно 55 000, в которых проживает примерно 505 000 человек. Такой порядок цифр. Общее количество аварийных жилых домов, в том числе, многоквартирных, 70 000 единиц. Поэтому и программа, как мы говорим, по капитальному ремонту и переселению, в которую (мы помним) внесено было 240 млрд. рублей, она позволит отремонтировать порядка 10% жилья и переселить граждан из аварийного ветхого жилья примерно из 30%.

Так или иначе, все равно, цифры приличные. С учетом, конечно…

Приличные, конечно. Я еще немножко забью головы цифрами – на 2010 год выделено 136 млрд. рублей из фонда, а с учетом софинансирования, 183 млрд. рублей, что позволит отремонтировать 81,3 тысячи домов и улучшить условия проживания 10,5 млн. человек (это на этот год) и расселить 4131 аварийных дом, где проживает 71,6 тысячи человек. За предыдущие годы уже отремонтировано тоже порядка 81,5 тысячи домов, в 81 субъекте РФ из 83-х, то есть программа практически закрывает всю Россию, при этом 73 субъекта полностью выполнили свои программы капитального ремонта за предыдущие годы. То есть достаточно серьезная программа. И в этом году будет переселено 87 000 человек в 32 000 квартир, то есть цифра достаточно серьезная.

Тем не менее, мы все равно вольны говорить о том, что есть недостаток финансирования в этой отрасли. Достаточные ли средства выделяются из бюджета и особенно, если учитывать, что на дворе кризис?

Надо понимать, что уже 2–3 года из бюджета на жилищно-коммунальную сферу, кроме того, что я сказал, за счет фонда реформирования ЖКХ, в общем-то, средств не выделяется. Для этого тех средств, которые собираются в виде платы, их сегодня достаточно на содержание. На капитальный ремонт – потому что я назвал цифры, что будет отремонтировано всего порядка 10% жилья – конечно, не хватает. И когда кончится действие фонда, это 2012 год, сегодня начинается, в общем-то, работа – как дальше продолжать капитальный ремонт. Сегодня все-таки собственники жилья софинансируют капитальный ремонт жилья всего на 5%, потом, конечно, придется это делать побольше, и при этом, конечно, надо учитывать (и об этом еще в свое время Владимир Владимирович Путин говорил), что не совсем правильно оставить собственника с капитальным ремонтом домов, которые не ремонтировались 30, 40 и 50 лет, у нас есть такие дома, и сегодня что ни день, то пресса показывает условия, какие еще бывают в XXI веке. Конечно, есть вариант софинансирования  федерального бюджета, региональных бюджетов и собственников, чтобы те дома, которые не были  доремонтированы и перешли в собственность, закончить, потому что по закону все-таки государство, передавая квартиру в собственность, приватизируя, должно было свои обещания выполнить, потому что население платило за капитальный ремонт. Поэтому такая программа сейчас разрабатывается. Я думаю, что в ближайшее время она появится.

16.02.2010, 13:12

Могут ли возникнуть какие-либо разногласия -

может быть, в достаточно недалекой временной перспективе, связанные с тем, что гражданин является собственником своего жилья, условно говоря, квартиры (не дома, квартиры в многоквартирном доме), а этот дом расположен на территории, которая является как бы не частной собственностью?

На сегодняшний день у любого дома есть своя придомовая территория, которую надо оформлять в общедолевую собственность.

То есть, вы считаете, это важный вопрос.

Конечно. Потому что все-таки на придомовой территории и детские площадки могут быть, и стоянки могут быть, а этим, конечно, должны распоряжаться собственники.

Как быть в той ситуации, что в том же многоквартирном доме определенный процент собственников жилья, приватизированные квартиры, а есть квартиры неприватизированные, муниципальные?

Все равно собственник есть, это муниципалитет. И он несет такие же обязанности, как и собственник.

Ряд экспертов среди ключевых проблем в сфере ЖКХ выделяют три. Во-первых, это отсутствие комплексного подхода к проблеме, во-вторых, отсутствие консолидированных заказчиков, допустим, ТСЖ – товариществ собственников жилья среди пользователей жилищно-коммунальных услуг, и, в-третьих, отсутствие сформированного рынка частных управляющих компаний. Как обстоят дела с решением этих проблем?

Значит, первое, что на сегодняшний день, это принят Закон об энергоэффективности. Сейчас готовятся мероприятия по его внедрению, и это достаточно серьезно. Я думаю, те дебаты, которые прошли в последнее время по прекращению реализации или продажи лампочек обычного накаливания уже решен. Я думаю, в последнее время достаточно серьезно внедряются приборы учета общедомовые и индивидуальные. Понятно, сейчас есть электрические и двухвставочные и трехвставочные, и учет тепла и учет воды, то есть все это набирает обороты, и тогда люди начинают понимать, за что они платят, сколько использовалось, за столько и платишь. Это первое – энергоэффективность, которая включает в себя все эти вещи. Сегодня проводится достаточно серьезная работа, особенно частными компаниями, такими, допустим, как «КЭС — холдинг», которая в своем составе имеет крупные ресурсо-снабжающие организации именно по теплу. То есть берется дом, микрорайон, город – такие пилотные проекты, где проводятся процессы по внедрению счетчиков, по наружному утеплению дома, и тогда энергопотребление уменьшается до 30-40%.

Это очень весомая цифра.

С одной стороны, конечно, они вроде как бы заинтересованы в том – помните, стоит тепло, а все равно гонят по трубам тепло, и на улице тепло и гонят тепло, потому что надо выработать, что положено – значит, это первое, то есть в этом направлении работы достаточно серьезные ведутся. Второе – по созданию управляющих компаний. Сегодня на рынке работает, по данным того же фонда, примерно 7,5 тысячи управляющих компаний, которые под своим крылом держат порядка 35 млн. граждан, то есть как бы лицевых счетов у них, они ими управляют. Плюс ТСЖ создано, товариществ собственников жилья, примерно около 70 000.

На самом деле, сегодня их меньше 7% на рынке – ТСЖ.

Тут немножко надо понимать, что – меньше 7% ТСЖ, которые сами управляют домом. А есть еще ТСЖ, которые созданы как представляющие интересы собственников и нанимают управляющую компанию. Управляющая компания сегодня обеспечивает управление примерно 67% домов. 7% собственники и более 70% управляется или управляющей компанией или ТСЖ, которые сами управляют домом. Это достаточно высокий процент. И этому способствовал как раз 185-й Закон, который создал Госкорпорацию  реформирования ЖКХ и стал выделять деньги, и я думаю, что в какой-то мере начинает расти и активность граждан. Потому что создание ТСЖ, мы с вами знаем, это очень-очень сложный процесс – собрать общее собрание жильцов в доме, где 100 или 200 квартир, это все равно, что я не знаю…

Вы помните, наверное, давний анекдот от Геннадия Хазанова про письмо жильцам от начальника ЖЭКа…

Есть такое, но все равно, люди начинают понимать, и если посмотреть последнюю прессу, «Аргументы и факты» или от других, то они понимают, что те ТСЖ, которые созданы были под давлением, а есть и достаточно много липовых ТСЖ, так же как и мошеннических  управляющих  компаний, люди начинают понимать, что надо наводить порядок, потому что  платить свои деньги, не понимая, куда и чего, как-то уже не хочется.

Можно ли говорить о конкретном, целевом управлении комплекса ЖКХ, допустим, на том же федеральном уровне?

В определенной степени, конечно, можно, потому что министерство регионального развития этим занимается, и реформированием системы ЖКХ, и управлением, потому что у нас все управляется, не бывает, чтобы какая-нибудь отрасль экономики не управлялась. Может быть, плохо или хорошо, это другой разговор, но все равно управление-то есть. Сегодня я говорю, что достаточно много приходит частников, понимая, что все-таки это бизнес, от этого никуда не денемся, но это бизнес не нефтяной, не фармакологический, где десятки и сотни процентов рентабельности, он достаточно невысокой рентабельности, но он, так же как и продукты питания, будет всегда. Потому что мы будем жить в домах, дома требуют обслуживания, дом — это достаточно сложная система. Это и лифты, и газовое хозяйство, и энергетика, холодное и горячее водоснабжение, канализация, мусор, приточно-вытяжная вентиляция, системы охранно-пожарной сигнализации – этот комплекс достаточно серьезный.

16.02.2010, 13:19

Можно удивляться, как все-таки в те, «лихие 90-е годы», мы выдержали и выстояли.

За счет чего – вопрос.

За счет чего – понятно, и президент об этом сказал в своем Послании, и в своей статье «Россия, вперед!», мы это выдержали на запасах советского периода. Все-таки тогда делали более-менее достойно. Но сегодня это кончается, и поэтому сегодня надо и трубы перекладывать, и знать, как их перекладывать, правильно перекладывать, и для этого – еще раз говорю – жильцы должны за этим следить. Потому что, к сожалению, десятки случаев взрывов бытового газа в домах, которые приводят и к разрушению, и к смертельным исходам. Ведь такого мы раньше не наблюдали, чтобы зимой 10-20-30 случаев, и это только то, что в прессу попадает. Потому что мы забыли, что в советское время приходили газовики с мыльницей, там был растворен кусочек мыла, был помазок, он обмазывал все швы, вернее, все соединения резьбовые, чтобы не было утечек, потом кран, который висел над плитой, шпринцевал, и не было такого, а сегодня многие жильцы говорят: «А, не будем мы это заказывать». Поэтому сегодня очень важно то, что наш комитет сегодня занимается проектом, совместно с партией «Единая Россия», совместно с фондом реформирования ЖКХ – это внедрение саморегулирования в сфере управления недвижимостью, как раз управления многоквартирными домами. Потому что, что сегодня такое «управляющая компания» — я уж не говорю, что это вообще нигде не описано, а у нас ведь есть основополагающее, есть у нас Гражданский Кодекс, в котором все виды того, что существует, описаны, а что такое «управляющая компания» — это нигде не описано. И любой человек – я привожу эти примеры, не в первый раз говорю – любой второклассник, имея 10 000 рублей в кармане, регистрирует управляющую компанию, потом покупает за свой счет, за 100 рублей 2 банки краски, приходит, покрасил подъезд, собирает жильцов, говорит: «Видите, как красиво, а не когда у вас был обшарпанный подъезд», те говорят: «Ну, да», он говорит: «Давайте я буду у вас управлять?».— «Давай», и подписали Договор. Я уж прошу прощения за монолог, но я закончу. Подписали Договор, и человек получает, имея  ответственность 10 000 рублей Уставной капитал, на который он уже купил столы и стулья, а стоквартирный дом сегодня — это миллионы рублей, отчет один раз в год, и он через год пришел и отчитался. А если не пришел и не отчитался? Буквально недавно был случай – ТСЖ, уж вроде бы все свои, все избрали – председатель ТСЖ за год увел 1,5 млн. рублей: выписывал на краску деньги, чеки предъявлял, что краска не 1 рубль, а 5 рублей стоит. Ладно  тут жильцы и ревизионная комиссия спохватились, арестовали его, посадили, а 1,5 млн. рублей где?

В России воровали, воруют и, к сожалению, продолжают воровать. И этот бумеранг неминуемо касается каждого из нас. Пора делать выводы в этом отношении.

Конечно. И потом я уже говорил, что любой цивилизованный рынок управляется или государством, посредством выдачи лицензий или сертификатов, или сам бизнес управляет этим рынком, или саморегулированием. Чем предпочтительнее саморегулирование – мы увидели, что лицензирование, то есть  госуправление, особенно в строительной отрасли, привело к одному, что сегодня, ну, в позапрошлом году, можно было в любом подземном переходе купить полную строительную лицензию, построить дом и сбежать тут же. И, к сожалению, многие этим пользовались, то есть была компания, генподрядчик, опять же, за те же 10 000 рублей, дом построила и исчезла – нет гарантийных сроков, не к кому предъявлять претензии, и на этом все кончилось. Поэтому строительная отрасль полностью перешла на саморегулирование. Там есть свои проблемы, но поняли, что государство не может уследить. Что предлагается сегодня в сфере управления многоквартирными домами – это то же саморегулирование. В чем его преимущество – самые простые три вещи – саморегулируемые организации создают стандарты, а раз есть стандарты, любой человек, любой собственник, заключивший Договор с этой компанией, может потребовать исполнения этих стандартов, чтобы, к примеру, были стандарты уборки, стандарты проверки, стандарты качества; второе – есть контроль; и третье, самое главное — создается компенсационный фонд денежный и страхуются риски. Поэтому, если сегодня управляющая компания, которая входит в систему саморегулирования, сделала ремонт, а через две недели краска вспучилась, пошла пузырями, собственники вправе предъявить претензию, и управляющая компания или орган саморегулирования, в который входит управляющая компания, уже решит вопрос – или она за свой счет переделает этот ремонт, за счет компенсационного фонда, или просто вернет деньги.

Как важно выбрать управляющую компанию, чтобы потом не было проблем? Как выбрать ее достойную?

Значит, первое, есть право каждого собственника выбрать управляющую компанию. То ли они сами, то ли они поручают ТСЖ это сделать. Сегодня мы говорим, что надо уже смотреть, а входит ли эта управляющая компания в систему саморегулирования, то есть стоят ли за ней деньги, которые всегда с нее можно (если она что-то нарушила) востребовать. Второе, конечно, репутация на рынке. У нас еще это понятие такое, из Запада, мы еще не понимаем, что такое репутационные вещи, хотя на Западе на этих вещах очень многое держится, что важнее компенсировать какие-то вещи, чем потерять репутацию, понимая, что потом уже никто не придет. И естественно, компания должна быть в Интернете, ее показатели, чем она занимается – все должно быть открыто, а это могут делать только компании, которые входят в систему саморегулирования. Почему мы говорим уже «система», потому что сегодня уже в 24 регионах РФ такие организации созданы, и туда уже входит (пусть немного), но более 500 управляющих компаний. Пусть они обслуживают не очень много, но это уже более 30 000 домов и это более 100 млн. квадратных метров.

Благодарю вас. Наше время в эфире завершается, и все-таки мы не можем вам не задать наверняка самого важного вопроса. При инфляции 8,8% в прошлом году цены на ЖКХ выросли на 20%, при этом отопление подорожало еще ощутимее – на 21%, а горячее водоснабжение более чем на 24%. В подобной ситуации у граждан возникает вопрос, из чего, собственно, складываются такие тарифы?

Я уже сказал, что я думаю, что мы уже все-таки увидели инфляцию меньше 10%, и мы увидели, что в прошлом году, впервые за последние 20 лет, вклады в банках были выше инфляции, то есть мы даже чего-то и заработали. Я думаю, что мы увидим, когда… Я уже не говорю о снижении тарифов, по крайней мере, я называл программы по энергоэффективности, которые могут, в конечном итоге, привести к снижению платы, и это вообще реально. И мы уже говорили с вами о том, что, к сожалению, этот рост тарифов обоснован. К сожалению. Хотя, конечно, во всем мире в кризис они только падают. Но у нас пока свой путь, и поэтому мы немножко по-другому идем. Я думаю, что в ближайшие годы все-таки мы, в конце концов, выйдем на то, что мы все-таки поймем, что мы уже 100% платим, что рост тарифов какой-то небольшой может быть, но не принципиальный, потому что все движение, которое сейчас идет в сфере ЖКХ, показывает это. И естественно, мы всегда говорим, и президент и председатель правительства, что должно расти самосознание, должно создаваться гражданское общество. Потому что сегодня уж на кого-то пенять, платя свои деньги, что кто-то чего-то нам не делает, и не пользоваться своими правами вплоть до суда и до прокуратуры, уже неправильно.

Давайте примем это к сведению и начнем действовать. От инициативы каждого из нас с вами зависят положительные результаты в отношении тех или иных вопросов. Мы благодарим за участие в онлайн-конференции депутата Государственной Думы Федерального собрания России, заместителя председателя Комитета по собственности Государственной Думы Евгения Богомольного. И до встречи, благодарим вас. Всего доброго.

© www.NEVELEV.ru 18.02.2010Первоисточник публикации.