Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Аркадии, родства не помнящие

 На могилах 15 бывших «мэров» Екатеринбурга с разрешения мэра нынешнего выкопали парковку, останки выбросили на свалку строительного мусора.

  Эта история -  первый эпизод уничтожения Екатеринбурга, о котором я узнал, готовя доклад «О градостроительной политике».

И только одной этой расправы над историей города уже должно быть достаточно, чтобы Глава города Чернецкий А.М., кощунственно подписавший все соответствующие документы и выделивший этот участок священной для всех уральцев земли под подземный гараж, вышел на Главную площадь города, встав на колени,  покаялся  и попросил прощения перед горожанами, -  а потом встал и мирно ушел…..

 Полтора года назад с Рязановского старообрядческого кладбища, что на пересечении улиц Тверитина и Луначарского, на глазах ошарашенных жителей на свалку вывезли кости покоившееся там с 18 века. Так превратились в строительный мусор останки деятелей «Золотого века» Среднего Урала: купцов, меценатов, золотоискателей, первых уральских рабочих, бургомистров и 15 городских голов. На память о коллегах мэр Екатеринбурга, отдавший кладбище под строительный участок, повесил у себя в апартаментах их портреты в дорогой огранке.

Эти картины, да еще пара в галерее Екатеринбурга, - вот все, что осталось теперь от памяти о раскольниках, которых по иронии судьбы всю жизнь гнали из созданного ими города, но выдворить за его пределы смогли только после смерти. Между тем, если бы история родного города для наших властей была более ценна, чем предмет интерьера, взлет и падение уральских старообрядческих кланов мог бы многому их научить.

Могли ли подозревать раскольники и стрельцы-староверы: Харитоновы, Рязановы, Казанцевы, Гилевы, Коробковы, Тарасовы и Расторгуевы, заселившие Шарташскую слободу в 1672 году, что через сто лет их потомки будут контролировать процветающий горный город.                                                                                                                                       В 30-х года XIX века бежавшие до этого со всей страны на Средний Урал раскольники, внезапно для самих себя стали хозяевами горного города Екатеринбурга и богатейшими людьми страны. Когда экспедиция екатеринбургских промышленников-староверов Рязановых наткнулась на золотые россыпи по реке Кундустуюле в Томской губернии, большинство их земляков-единоверцев держали мануфактуры по варке мыла и топке сала и радовались, что их больше не гонят, как предков, «нещадным битьем батоги и плети и всяким другим пристрастием» на Уктусский казенный железоделательный завод. Внезапно все изменилось. Скопленные на сало-мыловарнях и свечных заводах поколениями старообрядцев, капиталы инвестировали в добычу золота в Сибири и уже через несколько лет Екатеринбургские купцы контролировали большую часть российского рынка драгоценных металлов и самоцветов. Отчаянные изгои сделали Екатеринбург городом Российского масштаба. Несмотря на то, что губернским центром была Пермь, «офисы» заводчан и центр горных работ находился в Екатеринбурге.

«Это было удивительное, сказочное время, выдвинувшее целый ряд богатырей. Екатеринбург прогремел на целый свет, как Эльдорадо, эта слава повита теперь легендарными сказаниями. И эту роль придал ему раскол...», - писал в своем историческом очерке Дмитрий Мамин-Сибиряк. По его словам, заработанные капиталы шли на «скрытую» войну с обступившим к тому времени Урал «никонианством», также на развитие города, который и без свалившегося на голову золота, уже поражал воображение гостей.

 «Вид города с гор прелестный, да он и внутри очень богат: около 120 каменных домов украшают его. Наш дом и весь город горят в огне иллюминации — прелесть!», - писал в 1837 году флигель-адъютант наследника престола Александра Николаевича (будущего Александра II)

 Чистоту улиц и богатое убранство Екатеринбурга отмечал во время поездки на Урал и Александр I.  А веком ранее, путешественник академик Гмелин писал следующие удивительные вещи: «Тут я видел, что возможно без побоев удержать людей, против их воли от пьянства». Во многом ставшая притчей  во языцех аккуратность и богатство города была заслугой старообрядцев, покоившихся на Рязановском кладбище.

Первым городским головой Екатеринбурга был избран влиятельный купец-старообрядец Меркурий Рязанов, его сын Яким в 1811 -1813 гг. состоял в должности бургомистра и трижды избирался городским головой. Вообще, с 1788 по 1835 г. подавляющее большинство лиц, занимавших должность городского головы Екатеринбурга, были старообрядцами, причем некоторые избирались по несколько раз – И.Р.Казанцев (1799- 1802, 1811 – 1813 гг.), Л.М.Тарасов (1817 – 1820, 1823- 1826 гг.).

Золотые годы кончились еще внезапнее, чем начались. И виной тому стали не притеснения старообрядцев начатые в годы правления Николая I. Жажда наживы внесла свой раскол и в старообрядческие ряды. Практически беспрерывному контролю старообрядцев (с введения «шестигласной думы» в конце XVIII века) над Екатеринбургом пришел конец с реформой земского управления. Купцы старой закалки не смогли угнаться за промышленным переворотом, их место заняла клика царских чиновников, «горных инженеров», которые хотели себе роскошной жизни золотодобытчиков. Ничего не смогли старообрядцы противопоставить и наседавшим конкурентам из Сибири. С уходом из власти староверов пришел к каначалу XX века в запустение и сам Екатеринбург. Известная фраза проезжавшего мимо Чехова про самый грязный уездный город, была произнесена как раз на осколках былого величия.

В конце XIX века купцы-старообрядцы потеряли власть, но память о их величии жила  в архитектуре созданного ими города. Большевики борясь со своими идеологическими противниками не могли оставить такой памяти и потому и в 30-ые годы вместе с Кафедеральным собором, Большим  и малым Златоустом город потерял и монументальные усыпальницы стоявшие на старообрядческом Рязановском кладбище. Но  выкапывать могилы и вывозить из города кости было с их точки зрения за рамками добра и зла.

Кости старообрядцев единоверцев - купцов, бургомистров, городских голов вывезли на свалку строительного мусора в мае 2008 года. Проделали  это с особым цинизмом – экскаватор ломая кости и колоды (гробы) на глазах у жителей стоящих рядом многоэтажек – загружал в самосвал и вёз на свалку. Позже гастарбайтеры с мешками провели зачистку того, что осталось, останки людей буквально вытаскивали из стен котлована, собирали с его дна  - строители «заметали» следы.

На претензии археологов и НПЦ «По охране памятников и культурного наследия Свердловской области» строители  отмахивались  разрешением А.Чернецкого  на строительство и  договором аренды, незаконными по определению. На любом этапе застройщика (ЗАО «ПСК «Урал-Альянс») легко было поймать за  нарушение множества  законодательных норм, от уголовного кодекса РФ («вандализм») и Закона о погребальном деле в РФ до пунктов Венской конвенции о защите археологических объектов.

Однако, ни нормы УК РФ, ни общечеловеческие нормы морали не указ городским властям Екатеринбурга.  Из 16-ти этажей дома, на фундаменте рязановской больницы,  уже построено 10, но вопрос с подземной парковкой – бывшим кладбищем - пока открыт и есть ещё шанс засыпать котлован, сохранив останки наших предков -  часть грунта с костями находится на территории бывшего паркового рынка. Учёные предлагают на этом месте установить памятный знак и сделать сквер или мемориал, посвящённый гордым покорителям Урала, тем, кто веками строил и возвеличивал наш  город, видит Бог - они этого достойны. Важно это и для прошлых и, ещё больше, для будущих поколений екатеринбуржцев, дабы не остаться в истории «аркадиями,   не  помнящими  родства».           

© Максим Петлин 16.02.2010Первоисточник публикации.