Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Генпрокуратура составила словесный портрет коррупции

 

Генеральная прокуратура определилась с критериями, по которым правоохранительные органы смогут вычислять преступления коррупционной направленности. Всего их четыре. Об этом в четверг, выступая на всероссийском совещании, посвященном выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, заявил начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры России Александр Аникин.

На сегодняшний день в ведомстве Юрия Чайки выделили четыре таких признака. Преступление можно отнести к коррупционному, если оно, во-первых, совершено специальными субъектами: должностными лицами органов государственной и муниципальной власти, государственного управления, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, судебной системы, Вооруженных сил РФ, госслужащими и служащими органов местного самоуправления, а также лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующими от имени и в интересах юридического лица. Во-вторых, если содеянное связано со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей либо злоупотреблениями ими. Кроме того, в коррупционном преступлении обязательно присутствует корыстный мотив, в частности желание получить имущественные права и выгоды для себя и третьих лиц. Наконец, к этой же категории можно отнести правонарушения, если они совершены с прямым умыслом.

«Эти критерии стали результатом длительной работы, которая близка к своему завершению, – отметил Александр Аникин. – В ближайшее время все эти разъяснения попадут в специальную инструкцию «Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности», утвержденную генпрокурором в феврале этого года».

Больные места

При этом, осуществляя надзор, подчиненные Юрия Чайки выявили самые распространенные нарушения коррупционной направленности в той или иной сферах деятельности. Так, изучив исполнение требований федеральных законов «О государственной гражданской службе РФ» и «О муниципальной службе РФ», прокуроры обнаружили свыше 14,6 тыс. их нарушений.

Из них прокурорские работники составили своеобразный рейтинг. В нем наиболее «популярными» нарушениями стали ненадлежащее выполнение служащими обязанностей по предоставлению сведений о доходах, по передаче в доверительное управление принадлежащих им ценных бумаг, акций, назначение на должности государственной и муниципальной службы лиц, не соответствующих установленным квалификационным требованиям, либо при нарушении установленной конкурсной процедуры.

В сфере организации государственных и муниципальных закупок за девять месяцев текущего года сотрудники Генпрокуратуры выявили 15,7 тыс. нарушений.

«Зачастую этим нарушениям способствует несовершенство федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и наличие в нем пробелов, – отметили в Генпрокуратуре. – Например, отсутствие порядка в определении установления максимальной цены контракта приводит к тому, что при осуществлении государственных и муниципальных закупок такая цена устанавливается не на основе изучения рыночной конъюнктуры, а исходя из выделенных лимитов бюджетного финансирования. Это влечет за собой заключение контрактов по завышенным ценам, на крайне невыгодных для государства условиях, создает предпосылки для так называемых «откатов».

Что касается использования государственной и муниципальной собственности, то здесь зафиксировано 13 тыс. нарушений с признаками коррупции. Как отметили в Генпрокуратуре, и в этом случае лазейкой для преступников стало несовершенство законов.

«Здесь главными проблемами продолжает оставаться отсутствие стройной системы управления казенным имуществом, – заявили в ведомстве Юрия Чайки. – Формирование государственного реестра федеральной собственности не завершено, не налажен должный учет имущества, объективная система рыночной оценки объектов, в том числе для целей приватизации, не сформирована. Неудивительно, что в таких условиях отмечаются различного рода злоупотребления, включая хищения и рейдерские захваты».

Коррупцию выявляют граждане, а не милиция

В то же время в Генпрокуратуре отмечают, что добиться видимых результатов в борьбе с коррупцией без слаженной оперативно-розыскной деятельности практически невозможно. Однако на сегодняшний день львиную долю коррупционных преступлений удается выявлять благодаря заявлениям пострадавших, а не за счет действий сотрудников милиции.

«Практика показывает, что чаще всего соответствующие уголовные дела возбуждаются по обращению пострадавших от неправомерных действий чиновников, а не благодаря каким-то уникальным методам ОРД, – уточнил Аникин. – Проведенные Генпрокуратурой в этом году выборочные проверки прекращенных подразделениями собственной безопасности МВД, ГУВД и УВД дел оперативного учета выявили организационные упущения. Дела оперативного учета зачастую заводятся необоснованно, мероприятия проводятся бессистемно, ведомственный контроль за документированием преступной деятельности ослаблен».

На этом фоне оптимистичной нотой прозвучало заявление Александра Аникина о наладившемся взаимодействии с СКП России в борьбе с коррупцией.

«Пожалуй, это произошло впервые после законодательного разграничения в 2007 году функций следствия и надзора в прокуратуре, – уточнил Аникин. – Например, снизилось число отмененных по инициативе прокурора незаконных постановлений следователей о прекращении производства по уголовным делам коррупционной направленности по сравнению с прошлым годом с 286 до 252. Почти вдвое сократилось количество отмененных нашими сотрудниками постановлений следователей о приостановлении таких дел с 415 до 245. На доследование было отправлено 467 уголовных дел, в то время как в 2008 году мы приняли 530 таких решений».

Однако на стадии возбуждения уголовного дела в работе СКП России еще остаются проблемы, считают в ведомстве Юрия Чайки. Так, в 2009 году по инициативе прокуроров следственными органами отменено 4361 незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела коррупционной направленности, тогда как в прошлом году их было 3542.

Представитель Генпрокуратуры отметил, что за девять месяцев уходящего года выявлено почти 38 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе 11 766 случаев взяточничества.

В отношении должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления судами рассмотрено 806 уголовных дел о коррупционных преступлениях, из них 128 в отношении глав муниципальных образований, на скамье подсудимых оказались 179 руководителей местных администраций.

Коррупция в Уголовном кодексе

Часть 2 ст. 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом, в том числе с использованием своего служебного положения». Наказание – до 5 лет лишения свободы.
Часть 3 ст. 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения». Наказание – до 6 лет лишения свободы.
Часть 3 ст. 160 УК РФ «Присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения». Наказание – до 6 лет лишения свободы.
Статья 170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с землей». Наказание – до 180 часов обязательных работ.
Часть 3 ст. 174 УК РФ «Отмывание денежных средств с использованием своего служебного положения». Наказание – до 8 лет лишения свободы.
Часть 3 ст. 175 УК РФ «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, с использованием своего служебного положения». Наказание – до 7 лет лишения свободы.
Части 2, 3 ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции с использованием своего служебного положения». Наказание – до 7 лет лишения свободы
Статья 184 УК РФ «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов». Наказание – до 5 лет лишения свободы.
Часть 3 ст. 188 УК РФ «Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения». Наказание – до 10 лет лишения свободы.
Статья 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями». Наказание – до 5 лет лишения свободы.
Статья 202 УК РФ «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами с целью извлечения выгоды». Наказание – до 5 лет лишения свободы.
Статья 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». Наказание – до 5 лет лишения свободы.
Части 3,4 ст. 226 УК РФ «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов с использованием своего служебного положения». Наказание – до 15 лет лишения свободы.
Статья 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Наказание – до 10 лет лишения свободы.
Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Наказание – до 5 лет лишения свободы.
Статья 285.2 УК РФ «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов». Наказание – до 5 лет лишения свободы.
Статья 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Наказание – до 10 лет лишения свободы.
Статья 289 УК РФ «Незаконное участие в предпринимательской деятельности». Наказание – до 2 лет лишения свободы.
Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Наказание – до 12 лет лишения свободы.
Статья 291 УК РФ «Дача взятки». Наказание – до 8 лет лишение свободы.
Статья 292 УК РФ «Служебный подлог». Наказание – до 2 лет лишения свободы.
Статья 304 УК РФ «Провокация взятки либо коммерческого подкупа». Наказание – до 5 лет лишения свободы.
Часть 1 статьи 309 УК РФ «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу». Наказание – до 3 месяцев ареста.

© Мария Рогачева 01.02.2010Первоисточник публикации.