Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Население заплатит за все по счетчику

Правительство разработало новую систему расчета тарифов естественных монополий


Кризис вынудил российское правительство фактически заморозить тарифы естественных монополий. Обещанных до кризиса ускоренных темпов роста цен не будет. Но останавливаться на этом чиновники не намерены: теперь они предлагают пересмотреть сам подход к их формированию. Задача – найти баланс между интересами естественных монополий, которым по-прежнему требуются деньги на инвестпрограммы (какими бы непрозрачными и размытыми они ни были), и потребителями их услуг, которых в кризис нельзя заставлять переплачивать.

Минэкономразвития уже представило в правительство варианты решений. В новом плане тарифно-ценовой политики на 2010 – 2012 гг. (см. документ), министерство предлагает перейти на долгосрочные и двуставочные тарифы, а также отказаться от системы перекрестного субсидирования, а значит – и от льгот на коммунальные платежи.

БЫЛАЯ РОСКОШЬ

План ускоренной индексации тарифов на 2009 – 2011 гг. был одним из последних документов, одобренных кабинетом Виктора Зубкова в 2008 г. Он дожил лишь до конца года, когда все было сметено могучим ураганом. Пришлось срочно принимать решение о торможении роста тарифов на 2009 г. Не пострадали от него только энергетики – им обещанный рост цен сохранили.

Премьер-министр
Владимир Путин позже объяснил, что, сдержав рост тарифов на железнодорожные перевозки и газ, правительство не рискнуло разочаровать инвесторов в энергетике, – ведь на покупку бывших «дочек» РАО «ЕЭС России» они потратили без малого 900 млрд руб. А значит, «мы бы просто их обманули», – пояснил премьер. Впрочем, уже в следующем году поблажки закончатся и для них. Объявив сдерживание тарифов одной из антикризисных мер, чиновники в 2010 г. решили не делать никаких исключений и срезали тарифы уже для всех.

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА СВЕТА И ГАЗА

Следующим шагом должна стать отмена перекрестного субсидирования – отказаться от него в своем плане на 2010 – 2012 гг. предлагает Минэкономразвития. При такой схеме для льготных категорий потребителей устанавливаются заниженные тарифы, но чтобы не работать в убыток, монополия для нескольких других категорий тарифы завышает. Использовать такой механизм можно в одном регионе, тогда одни потребители переплачивают за других, между регионами и даже между отраслями-потребителями.

Чаще всего перекрестное субсидирование встречается в
электроэнергетике и теплоснабжении – при оплате жилищно-коммунальных услуг, где «льготной категорией» было почти все население страны. В результате, по мнению Минэкономразвития, стимулируется неэффективное потребление электроэнергии и тепла: ведь одни получают их по цене ниже экономически обоснованной, а другие вынуждены придумывать, как избежать завышенных платежей.

Но если совсем отказаться от перекрестного субсидирования, это приведет к росту коммунальных платежей как раз для тех, у кого за эти услуги заплатить нечем. Чтобы избежать этого, Минэкономразвития предлагает для малообеспеченных категорий населения установить социальную норму потребления электричества и тепла и сохранить для нее существующие льготы. Точный объем нормы министерство обещает рассчитать в ближайшее время.

Кроме того, для населения запланирован переход на оплату электричества, тепла и воды только по показаниям счетчика.
Программа повсеместной установки счетчиков

 

Прямая речь http://www.slon.ru/bitrix/templates/include/images/splash_vertical_red.gif«Платить за богатых – это неправильное решение» http://www.slon.ru/bitrix/templates/include/images/splash_vertical_red.gifНачальник управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса Федеральной службы по тарифам Юрий Сердечкин

об отмене перекрестного субсидирования тарифов:

Счетчик – это единственный способ заплатить именно за тот объем, который потреблен. Можно сказать, что это некое подобие весов в магазине – пока ты не знаешь, сколько тебе взвесили, не узнаешь и сколько заплатить. Наша задача – перевести на них плату за любые жилищно-коммунальные услуги. Как раз об этом на заседании правительства [в четверг] говорил премьер-министр Владимир Путин.

Что касается перекрестного субсидирования, чаще всего эта система выглядит так. Для населения устанавливается заниженный тариф за счет того, что его завышают для всех остальных потребителей. Но ведь среди населения есть не только малоимущие категории, но и определенная доля состоятельных людей, и они тоже пользуются этими льготами. Платить за богатых – это неправильное решение.

У перекрестного субсидирования есть своя история, и в свое время были причины для введения этой системы, но сейчас мы должны от нее уходить в пользу адресных субсидий тем гражданам, которые в этом нуждаются. Для остальных тарифы должны быть на уровне экономической обоснованности. И здесь мы вновь возвращаемся к необходимости системы счетчиков, когда каждый будет знать, сколько он потребляет и за что он будет платить. Это большой миф, что в стране много ресурсов для неограниченного использования. Если не упорядочить систему, не ввести механизмы, способствующие сбережению, все это очень быстро закончится.

уже разрабатывается. При этом будет введен двусоставный тариф: плата за подключение  и за объем потребления будет разделена. Так можно будет более справедливо перераспределять платежи между потребителями.

ТАРИФЫ С ПОНИМАНИЕМ

Более прозрачным и понятным чиновники предлагают сделать и формирование самого тарифа. Сейчас решения об их индексации часто принимаются «навскидку» и без особого понимания,
признал Путин в четверг, открывая заседание правительства, на котором Эльвира Набиуллина представила план тарифной политики.

К прозрачному ценообразованию, по мнению Минэкономразвития, можно прийти, заменив ежегодную индексацию долгосрочными тарифами (на сколько «долгосрочными», в плане не указано), основанными на норме доходности инвестированного капитала (RAB-Regulatory Asset Base).

Система RAB
используется для расчета тарифов во всех развитых странах

 

Прямая речь http://www.slon.ru/bitrix/templates/include/images/splash_vertical_red.gif«Новую методику расчета тарифов можно только приветствовать» http://www.slon.ru/bitrix/templates/include/images/splash_vertical_red.gifРуководитель управления электроэнергетики и коммунальных услуг «ВТБ Капитал» Дмитрий Скрябин

о переходе к расчету тарифов естественных монополий по норме доходности капитальных затрат:

В большинстве стран мира тарифы сейчас рассчитываются на основе модели RAB [по норме доходности инвестированного капитала] – на
сегодня http://www.slon.ru/bitrix/templates/include/images/fufiski/intel_ad/intel_logo.gifшний день это наиболее оптимальный вариант, способствующий снижению издержек и стимулированию инвестиций в энергосектор. Каких-то серьезных минусов у это модели нет.

В принятом недавно законе об энергоэффективности закреплено распространение RAB-тарифов и на другие отрасли (сейчас в России RAB-тарифы действуют только в энергетике – Slon.ru), в частности на теплоснабжение. Это можно только приветствовать, единственная проблема, с которой можно здесь столкнуться – это качество исполнения расчетов, методик этих расчетов, работы всей новой системы в целом.

http://www.slon.ru/bitrix/templates/include/images/comments2.gif  В России этот механизм работает только в одном месте: Федеральная служба по тарифам (ФСТ) решила применять его в 2008 г. для расчета тарифа сетевых компаний.

Сейчас при расчете тарифа в него закладывают норму прибыли, а также операционные и капитальные затраты компании в следующем году, которые признала обоснованными ФСТ. RAB же учитывает только капитальные затраты, но как будущих, так и прошлых лет. При этом, по методике ФСТ компания должна рассчитать требуемую выручку, за счет которой будут покрыты не только ее расходы, но и обеспечен возврат инвестиций в капитал. Для этого сначала нужно подсчитать старые затраты, проведя оценку своих активов по остаточной стоимости, определить доходность этого капитала в
будущем  и сложить эту цифру с запланированной доходностью по новому инвестированному капиталу.

Правда, применение такой системы расчета может привести к самым неожиданным результатам. К примеру, тарифы Федеральной сетевой компании,
по оценке руководителя ФСТ Сергея Новикова, из-за перехода на RAB в 2010 г. могут вырасти на 52,4 %. Это абсолютный рекорд среди естественных монополий.

План Минэкономразвития согласовали практически все профильные ведомства. В четверг правительство приняло к сведению доклад Набиуллиной, а отвечать за реализацию плана поручено первому вице-премьеру
Игорю Шувалову.

Прогноз роста тарифов (прирост цен, %)

2009 г.
оценка

прогноз

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Электроэнергия доля свободного рынка от текущего потребления

 в среднем за год

30,5

53,2

76

76,2

Регулируемые тарифы и рыночные цены в среднем для всех категорий потребителей

в среднем за год к предыдущему году

121121,5 *

112,5114 *

113,5116

112,5114

Регулируемые тарифы на розничном рынке для всех категорий потребителей

119

108 *

-

-

Регулируемые тарифы для населения, индексация с января

в среднем за год к предыдущему году

125

110 **

110

110

Регулируемые тарифы для остальных категорий потребителей, индексация с января

в среднем за год к предыдущему году

107,6

-

-

Тепловая энергия (регулируемые цены)

в среднем за год к предыдущему году/ период

118

110115 ***

112-114

109-111

Газ природный

Регулируемые цены, в среднем для всех категорий потребителей

в среднем за год к предыдущему году

115,8

126,6

115,7

115,1

реализуемый населению 

в среднем за год к предыдущему году

116

127,4

120,8

116

декабрь к декабрю предыдущего года

127,7

120,8

120,8

115

для остальных категорий потребителей

в среднем за год к предыдущему году

116

126,5

115

115

декабрь к декабрю предыдущего года

127,7

115

115

115

Железнодорожные перевозки грузов 

в среднем за год к предыдущему году

112,4

112,3

109,2

107

декабрь к декабрю предыдущего года

111

109,4

109,2

107

Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом, в регулируемом секторе 

в среднем за год к предыдущему году

122

110

110

110

декабрь к декабрю предыдущего года

112

110

110

110

* с учетом изменения структуры выработки электроэнергии в результате сокращения выработки энергии ГЭС, без учета субсидий на ликвидацию перекрестного субсидирования
** в рамках социальной нормы потребления населением
*** верхняя граница с учетом обязательств по ликвидации субсидий организациям коммунального комплекса на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов, используемых в сфере теплоснабжения, в связи с реализаций Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

ИСТОЧНИК: МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ,ДАННЫЕ НА 1 ОКТЯБРЯ

© www.slon.ru 12.01.2010Первоисточник публикации.