Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Проблемы миграции сегодня

Сколько сегодня в России мигрантов, не знает никто. Счет идет не на тысячи — на миллионы.  Для России, понимание миграционных процессов с точки зрения экономики, политики и трудовых ресурсов представляется исключительно актуальной задачей. От взвешенного подхода и правильного решения проблем, возникающих в связи с активным перемещением населения, во многом зависит демографическое благополучие нашей страны. Как решаются проблемы миграции  в Свердловской области и Екатеринбурге, городе наиболее привлекательном для мигрантов на Урале, в своей статье расскажет Татьяна Зимина, начальник отдела Федеральной миграционной службы России по Свердловской области в Кировском районе города Екатеринбурга, подполковник внутренней службы. Редакция

  

 Вопросы, касающиеся миграции и, в частности, совершенствования нормативного правового регулирования и предоставления государственных услуг в сфере миграции, в силу их важности и актуальности имеют большой резонанс в обществе и активно обсуждаются на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. В России идет переосмысление исторического опыта в сфере миграции, отказ от старых стереотипов и поиск новых форм воздействия на миграционные процессы, адекватные современной миграционной ситуации. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку нормативного регулирования миграционной сферы. Отправной точкой нового этапа развития российского миграционного законодательства стал период окончания 2006 - начала 2007 года. Специалисты в сфере миграции отмечают позитивные тенденции в развитии российского миграционного законодательства.

Становление российской государственной миграционной политики - сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены. За достаточно короткий период было принято большое количество законов, указов Президента, постановлений Правительства, внутренних ведомственных подзаконных актов. Проделан колоссальный объем работы. Прогресс есть, и немалый. Федеральной миграционной службе была предоставлена самостоятельность в вопросах нормотворчества. Ранее это осуществлялось в рамках структуры МВД России. ФМС России - служба молодая, она стала федеральным органом исполнительной власти относительно недавно, но уже проделана такая большая работа, как анализ всех существующих ведомственных документов МВД России в сфере миграции, отмена устаревших и утративших актуальность нормативных правовых актов, а также издание новых, уже по линии ФМС. Оставлены только те документы, которые затрагивают совместные интересы МВД России и ФМС. Поскольку мы не имеем права оперативно-розыскной деятельности и не имеем силовых подразделений, мы очень тесно взаимодействуем с МВД России. МВД Российской Федерации получает от нас необходимую информацию,  издаются  совместные приказы в сфере миграции.  Так, благодаря совместному приказу МВД России N 338 и ФМС России N 97 от 30.04.2009 "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда", регламентирующему надзор и контроль за соблюдением миграционного законодательства, удалось оптимально разграничить наши полномочия, что, несомненно,                     сказалось       на            эффективном            взаимодействии  обеих  структур.    Российское миграционное законодательство в части совершенствования нормативного правового регулирования в сфере миграции занимает передовые позиции, однако на сегодняшний день существует недоработки, и зачастую приходится регулировать возникающие ситуации по факту.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев обращает особое внимание на необходимость оптимизации организации миграционных процессов внутри страны, на создание реальных условий для повышения мобильности российских граждан - как эффективного перераспределения трудовых ресурсов, так и обеспечения права граждан на труд.   Свердловская области всегда была привлекательна для трудовых мигрантов, и Свердловской области без рабочих рук иностранных граждан невозможно обойтись – они призваны смягчить демографический кризис и компенсировать естественную убыль населения. Большое количество работников прибывает из стран СНГ%.  71.8 % трудовых мигрантов представляют 10 стран СНГ. Основными сферами применения иностранной рабочей силы остаются строительство – около 50 и торговля – 30%.

Мировой кризис коснулся всех сторон жизни и соответственно внёс свои коррективы и в области миграционных процессов. Для снижения напряжённости на  рынке труда в Свердловской области и защиты его от кризисных явлений была осуществлена корректировка квоты выдачи разрешений на работу иностранным гражданам со 133402 до 100693. Прогнозируя в дальнейшем возможное сокращение рабочих мест в организациях и на предприятиях, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу, задержки в выплате заработной платы, на постоянной основе проводится мониторинг социально-экономической ситуации, осуществляется проведение проверочных мероприятий на предприятиях, в организациях и в жилом секторе с целью выявления нарушений миграционного законодательства. Осуществляется разъяснительная работа о требованиях нормативных документов в сфере миграции.

 В текущем году в Кировском районе г.Екатеринбурга поставлено на миграционный учет 18137 иностранных граждан и лиц без гражданства.

 Отделом УФМС России по Свердловской области в Кировском районе г.Екатеринбурга в текущем году  выдано 1249 разрешений на работу. Однако значительная часть разрешений на работу позднее аннулируется по той причине, что после получения разрешения на работу иностранные работники  «забывают» представить медицинские документы о состоянии здоровья. Имеются случаи выявления у иностранных работников заболеваний, представляющих опасность для окружающих и в этом случае, иностранным гражданам отказывают в праве осуществления трудовой деятельности на территории РФ. А дальше нередко возникает новая проблема:  зачастую мигранта сложно найти, чтобы отправить домой. В нарушение миграционного законодательства  многие иностранцы не проживают по указанному для регистрации  адресу. Разумеется, в том случае, когда иностранец попадает в поле зрения  иммиграционного контроля, он привлекается к административной ответственности вместе с тем, кто является принимающей стороной и работодателем.

В интересах российских граждан было бы более целесообразно вернуться к тому, чтобы медицинские документы трудовые мигранты представляли вместе с заявлениями о приеме на работу.

Как и в прошлом году, более 80 процентов прибывших на территорию Свердловской области мигрантов составляют жители стран СНГ. Основные миграционные потоки на Урал формируют граждане Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Украины.  

Нужда толкает иностранцев искать лучшей доли в России, но здесь они нередко становятся объектом  невыплаты заработной платы. Юридическая безграмотность, незнание русского языка - тому причина.

В УФМС России по Свердловской области выработан определенный алгоритм действий при получении информации о предприятии, где задерживают или своевременно не выплачивают заработную плату иностранным работникам:

  • организация инициативной группы из среды иностранных работников предприятия  по разрешению сложившейся ситуации;
  • проведение проверочных мероприятий на предприятии, о котором поступила информация. Проверка  осуществляется совместно с представителями прокуратуры и государственной инспекции труда;
  • оказание иностранным гражданам практической юридической помощи при составлении заявлений о не выплате заработной платы;
  • организация и проведение рабочих встреч инициативных групп рабочих  с прокурорами районов;
  • направление соответствующей информации о факте невыплат заработной платы в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, Правительство Свердловской области, в ГУВД по Свердловской области, УФСБ России по Свердловской области, Государственную инспекцию труда в Свердловской области и Уполномоченному по правам человека по Свердловской области;
  • вынесение предупреждений предприятию, организации, работодателю о недопущении противоправных действий

Увеличилось количество проверок, проводимых правоохранительными органами, а, следовательно, выявляется больше правонарушений. Но нужно иметь в виду, что в основном они связаны с режимом пребывания, использованием поддельных документов и регистрацией. В текущем году сотрудниками ОУФМС России по Свердловской области в Кировском районе г.Екатеринбурга было проведено 87 мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства, в т.ч.57 с участием органов внутренних дел, проверено 152 объекта, где проживают и работают трудовые мигранты.

По итогам проверок составлено 407 протоколов об административных правонарушениях. Наибольшее количество протоколов составлено по фактам нарушений иностранным гражданином или лицом без гражданства  правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации и незаконное осуществление иностранными работниками трудовой деятельности.  Значительный процент от общего числа правонарушений,  составили нарушения должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания в РФ, что связано в основном с невыполнением принимающей стороной обязанностей по постановке либо снятию с миграционного учета иностранных граждан в установленные законом сроки.

В преддверии 2010 года хотелось бы сказать о планах на новый год.

Приоритетными направлениями в работе органов УФМС будет  обеспечение адекватного реагирования на изменение миграционной ситуации под влиянием последствий мирового финансового кризиса  в части регулирования трудовой миграции и предупреждения  нарушений миграционного законодательства;   Одним из важнейших направлений остается продолжение работы по созданию государственной системы по изготовлению, оформлению и контролю паспортов нового поколения, наполнению  и использованию  в служебной деятельности электронных баз данных, совершенствованию взаимодействия  с правоохранительными органами в миграционной политике; важным является решение усиление  кадрового потенциала  в вопросах  снижения  уровня  коррупционных рисков.                                                           

Работа предстоит огромная. В УФМС по Свердловской области работают профессионалы своего дела, способные выполнить поставленные задачи по оказанию государственных услуг населению, по контролю и надзору за исполнением законодательства в сфере миграции.

© ЗиминаТатьяна Евгеньевна, начальник отдела Федеральной миграционной службы России поСвердловской области в Кировском районе города Екатеринбурга, подполковник внутренней службы. 18.12.2009Первоисточник публикации.