Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Реформа для народа или за счет народа?

  Вопрос далеко не риторический, поскольку он отражает суть проводимых в стране реформ. Которая, как мы понимаем, заключается в повышении качества жилищно-коммунальных услуг. К сожалению этого не происходит. Поэтому правление ЕГС РТС считает необходимых предоставить свою точку зрения в отношении того, как реформы готовятся и осуществляют, непосредственно, на местах.

То, что реформы давно назрели, никто не сомневается. Однако, у рядовых граждан возникают большие сомнения, относительно способов достижения конечных результатов реформ. Если верить организаторам и вдохновителям реформ, то они проводятся в интересах народа. Вот, только, не понятно, почему нарушается конституция РФ, в которой утверждается, что любая реформа не должна  ухудшать материальное положение граждан. Эта конституционная норма распространяется на все категории граждан, без исключения. Но, оказывается, что в нашей демократической стране, есть категория граждан, которая причисляет себя к «элите», на которую не распространяются данная конституционная норма. Получается, что при любом раскладе реформ, их материальному достатку ни что ни угрожает. А в ряде случаев они даже выигрывают. Мы имели в виду,  в том числе  и пенсионную реформу.

Безусловно, реформы не начинаются спонтанно. К ним власть готовится заранее и основательно. При этом, инициаторов беспокоит не финансовое обеспечение реформы, как это преподносится населению, а общественное мнение. Власть будит делать все для того, чтобы народ поверил в ее неизбежность. А вот предложить обществу альтернативный вариант реформы или выслушать мнения граждан на этот счет власть по понятным причинам не желает. И в качестве своего аргумента сошлется на нехватку средств. Для того, чтобы навязать обществу свое представление о предстоящей реформе, она приведет в действие все рычаги, главные из которых административный ресурс и подконтрольные СМИ.

Любая реформа — это своеобразный пробный шаг и успех в ее проведении во многом зависит от реакции граждан. Если народ безмолвствует, то все идет по плану. Если реакция окажется негативной, то власть даст малый ход назад и выпускает пар. Тогда, о каком повышении качества предоставленных услуг ЖКХ может идти речь, если народу отводится роль механических исполнителей и сторонних наблюдателей?

А теперь мы предлагаем обсудить проблемы, связанные с реформированием ЖКХ. Изучая новый ЖК РФ мы  обратили внимание на ст. 165. В ней говорилось о том, что органы местного самоуправления могут предоставлять собственникам жилья бюджетные средства для проведения капитального ремонта многоквартирного дома. В управлении ЖКХ города нам ответили, что такие средства в бюджете города не предусмотрены и посоветовали обратиться в Госдуму, по этому поводу. Тогда инициативная группа приняла решение провести городскую конференцию собственников и нанимателей жилья и обсудить вопросы, связанные с проведением реформы ЖКХ.

12 октября 2006 г. мы провели такую конференцию и приняли Обращение к президенту РФ, а так же предложения, по приведению реформы ЖКХ в цивилизованное русло, на имя председателя Правительства РФ. Депутаты конференции обратили внимание президента РФ на то, что государство самоустранилось от финансирования капремонта, хотя и гарантировало его проведение в установленные законом сроки... «Мы не желаем оказаться под обломками собственного жилья» - заявили участники конференции. Придавая, первостепенное значение участию государства в финансировании капитального ремонта, участники конференции сформулировали первый пункт своих предложений в следующей редакции: «Предложить руководству страны разработать государственную программу по восстановлению жилого фонда страны и сносу аварийного жилья, выделив на эти цели средства из стабилизационного фонда в необходимом объеме». Через 3 месяца был получен ответ от Министерства регионального развития, в котором сообщалось, что средства на проведение капремонта будут выделены в ближайшее время. Так появились 240 млрд рублей. Конечно, это общий успех всех неравнодушных граждан страны, но и мы сопричастны, пусть не большому, но все-таки успеху.

Не вольно возникает вопрос: «А куда смотрели наши депутаты, мэры, губернаторы, разве они не знали, что одновременно, содержать дом и платить 100% за капремонт для рядовых граждан страны непосильная ноша? Уверены, что здесь возобладала не заботе о нас грешных, а далеко идущие корпоративные цели.

Когда Госдума, под давлением общественности, перенесла срок выбора способа управления многоквартирным домом на год, глава администрации города А.М. Чернецкий комментируя данное решение заявил, что наши люди боятся взять на себя ответственность за содержание своего дома. Нет, не ответственности боятся горожане, их не вдохновляет мрачная перспектива платить за все, про все и по полной программе.

Прошел год после этого заявления мэра города и пора нам понять изменились ли подходы в отношении реформирования ЖКХ, со стороны администрации Екатеринбурга?

Мы не будем делать выводы на этот счет, а просто обратимся к реальным фактам.

  Спросите у себя: Что сделала муниципальная власть для того, чтобы в договорах по найму были прописаны не только обязанности жильцов, но и их права? Поскольку мы знаем, что думает местная власть по этому поводу, то позволили себе за них ответить: «Разработка типового договора между жильцами многоквартирного дома и управляющей компанией (УК) входит в компетенцию правительства РФ! Но ведь такой договор был разработан Правительством Свердловской области и почему им не воспользовалась администрация города? Ответ напрашивается сам по себе: «Это не в интересах администрации города и определенным структурам города.

Учитывая, это обстоятельство правление ЕГС РТС разработало положение «О домовом комитете» Именно Домком имеет право в соответствии с решением общего собрания жильцов формулировать и предъявлять свои требования к УК, в части их содержания, обслуживание и ремонта многоквартирного дома. Мы получили от Управления ЖКХ и комитета по защите прав потребителей заключения на предмет правовой состоятельности положения «О Домкоме» и хотя специалисты вышеуказанных структур не сделали серьезных замечаний, но согласились на то, что создание Домкомов не предусмотрено ЖК РФ.

Действительно, в ЖК РФ прописано, что УК заключает индивидуальные договора с каждым собственником или нанимателем жилья многоквартирного  дома. Практически, это ничего не дает в плане проведения качественного капитального ремонта и повышения уровня жилищно-коммунальных услуг.  Что касается нашего положения, то он имеет юридическую силу, поскольку разработано в соответствии с действующим законодательством.

Чтобы провести реформу ЖКХ в МО «город Екатеринбург» в законодательные рамки и обратить внимание органов местного самоуправления на проблемы горожан, правление ЕГС РТС организовало и провело собрание граждан на тему: «Защита прав потребителей в условиях реформы ЖКХ» 22 декабря 2007 года в актовом зале УрГУ.

Участники собрания обсудили предложения по решению проблем ЖКХ и направили их главе администрации города А.М. Чернецкому и председателю Екатеринбургской городской думы Е.Н. Порунову с предложением рассмотреть их и принять соответствующие решения. Собрание утвердило общественную комиссию по ЖКХ и поручило ей вступить в диалог с представителями администрации города и депутатской комиссией по ЖКХ.

Мы получили ответ на наше обращение за подписью руководителя Управления ЖКХ. Наши специалисты прокомментируют их на собрании активистов ЕГС РТС и доведут до сведения горожан через доступные СМИ. Однако, заметим, что эти ответы носят уклончивый характер. По существу Управление ЖКХ оказалось не готова к конструктивному диалогу.    Это не означает, что общественная комиссия по ЖКХ опустила руки.

Отличительной чертой Управления ЖКХ является ее поразительная готовность проводить реформу ЖКХ в строгом соответствии с установкой Администрации города. И это не смотря на то, что их действия порой противоречат федеральному законодательству.  Например: ФЗ   № 185  «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Этот федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта. Он регулирует отношения между ТСЖ, Управляющей компанией (УК), органами государственной власти, субъектов РФ и органами местного самоуправления. Вместо того, чтобы обсудить с жильцами многоквартирных домов порядок долевого участия в проведении капремонта, УК просто распространили договора по почтовым ящикам. При этом заявили, что в случаи отказа подписать его, в их доме не будет проводится  капремонт,   Вопрос?

      1. Где смета на капремонт многоквартирного дома?

2.   Входит ли в обязанность представителей дома участвовать в составе приемной комиссии по капремонту?

      3.  Будет ли открыт лицевой счет конкретного дома, где должны аккумулировать средства, направляемые из доклада содействия реформированию ЖКХ и средства жильцов дома?

  Обращаем внимание горожан, еще на один аспект. Согласно, №185-ФЗ, федеральные бюджетные средства будут направляться, только в те муниципальные образования, в которых создано не менее 50% товариществ собственников жилья (ТСЖ). По нашим данным г. Екатеринбург не дотягивает до этого показателя. Председатель депутатской комиссии по ЖКХ Сизов Н.В. поспешил нас успокоить, назвав цифру превышающую этот барьер. Мы  хотим обратить внимание администрации города на то, что она много сделала для того, чтобы так мучительно шел процесс создания ТСЖ в нашем городе. Похоже, теперь она готова открыть шлюз.

Прочитав эту статью горожане вправе спросить:

 «Почему мы должны защищать свои законные права и интересы, если эта прямая обязанность органов местного самоуправления». Конечно, они будут правы. Но давайте зададим и себе частный вопрос: «А кто это должен делать в условиях, тогда гражданские институты не работают по своему предназначению?» И не потому, что не хотят, а потому что в нашем государстве не созданы для этого условия.
Приведен только один пример. Так, передав полномочия по проведению реформы ЖКХ органы местного самоуправления, государство, самоустранилось от контроля за ходом ее проведения.

   В тоже время, на законодательном федеральном уровне пока еще не разработаны механизмы по  контролю за  деятельностью органов местного самоуправления, с о стороны общественности. Ни какой общественной организации, даже такой многочисленной, как нашей, не справиться, без поддержки населения города.

 Сейчас мы работаем над программой по развитию гражданского общества и  планируем ее принять на общем собрании граждан МО «город Екатеринбург» в сентябре-октябре 2008 года.

В заключении, мы хотим обратить внимание на одно, очень важное обстоятельство. Безусловно, критиковать власть и повышать свой рейтинг не сложно, тем более, что власть сама предоставляет такую возможность. Думаем, что к нам это не относится. Мы постоянно взаимодействуем с депутатами всех уровней, администрации города, области и Государственной Думой и имеем свою твердую гражданскую позицию. Мы никогда ни у кого ничего не просили и не требовали. Мы предлагаем органам местного самоуправления действовать в конструктивном ключе. Иногда это получается и с Вашей помощью, уважаемые горожане,  мы будем отстаивать свои права.                                                                            

                                                                                  Усков В.И

                                                           Председатель  Екатеринбургского городского Совета

                                                            по развитию территориального самоуправления

© Усков В.И 27.06.2008Первоисточник публикации.