Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Без бумажки ты ... бедняжка

Каждый из нас в этой жизни не раз вступал в договорные отношения: брал кредит в банке, пользовался услугами телефонных операторов, провайдеров и коммунальных служб. И все мы знаем: хранить квитанции и прочие документы нужно три года, потому что таков срок исковой давности. Однако благодаря некоторым юридическим тонкостям вы можете стать должниками по делам давно минувших дней. И не исключено, что свою правоту придется доказывать в суде.

Личный опыт

Фраза "не высовываться" в нашей стране давно стала добрым советом, но иногда мы просто не представляем себе масштабов его приложения. Поэтому, отказываясь в 2001 г. от пользования коллективной телеантенной, я не предполагала ничего дурного. Хотя отказаться от навязчивого сервиса у нас ой как непросто: пришлось ехать в неудобно расположенный офис тогда еще муниципального предприятия "Мостелеком" (так, кажется, оно называлось), переписывать заявление по установленной форме, потом сбегать в "Сбербанк" оплатить услугу за месяц вперед, вернуться, опять отстоять в очереди, чтобы показать квиток оплаты... И все это время слышать подозрительное: "А как вы собираетесь телевизор смотреть?", отвечать, что телевизора нет и не будет – и видеть недоуменные взгляды. Телевизора у меня с тех пор так и нет. А вот плату за пользование коллективной телеантенной с меня получить хотят. И с надбавкой.

Все началось пару лет назад: я получила письмо с брошюрой, из которой узнала, что телеантенну в нашем доме теперь обслуживает интернет-провайдер. К брошюре с описанием услуг прилагалась книжечка квитанций. Ну, мало ли какие заманчивые предложения делает нам реклама? Так что брошюрка с книжечкой отправились в мусорную корзину.

В конце прошлого года вновь получаю письмо от провайдера, из которого узнаю, что являюсь злостным неплательщиком и должна за пользование телеантенной более 700 рублей. Звоню, долго перехожу от одного менеджера к другому, объясняю ситуацию, ругаюсь, требую разъяснений. Заканчивается все уверением, что придет мастер, удостоверится, что от антенны я отключена, и после этого меня никто не побеспокоит. Зря я им поверила.

На днях получаю письмо от некоего коллекторского агентства "М.Б.А.Финанс" – юридический адрес и телефоны в Москве, на конверте – адрес и почтовый штемпель Брянска. Извещают, что должна им заплатить те же 700 с лишним рублей, но почти 500 рублей – возмещение самим коллекторам за их, так сказать, услуги. Впадаю в шоковое состояние. Звоню по указанному телефону. Вначале меня путают с некоей Еленой Борисовной. Потом уверяют, что я и есть та Елена Борисовна. Напоследок долго пытают, не знаю ли я Елену Борисовну. Разговор заканчивается тем, что девушка-оператор мне сообщает: а) она не знает, есть ли у них подтверждающие мою задолженность документы; б) она не знает, откуда взялась сумма задолженности.

Звоню провайдеру. Да, говорят мне, приходил к вам мастер, отключил антенну, а должок за нее остался. Откуда? От компании, которая прежде обслуживала ваш дом. Нет, спросить с них мы ничего не можем, так как такой компании больше нет. В общем, замкнутый круг: написанное 8 лет назад заявление затерялось в чехарде смены сервисных компаний, а у меня никаких документов не сохранилось. И что теперь делать?

Совет юриста

Если вам пришло требование коллекторского агентства заплатить долг, не стоит торопиться, считает директор юридической службы Федерация правовой помощи потребителям Ольга Сухарева. "Претензии коллекторского агентства могут быть ничем не обоснованы, – разъясняет она. – К тому же, под вывеской коллектора могут скрываться мошенники". Во-первых, базы данных в нашей стране регулярно крадутся. Сведения о задолженности, бывшей или текущей, могут попасть в недобросовестные руки. Во-вторых, не исключены чисто технические ошибки. Например, сведения о выплате вами задолженности или договор о расторжении услуг потерялись, и в базе поставщика услуги вы числитесь должником. "Когда было все в порядке, на это не обращали особого внимания, сейчас кризис и каждая копейка на счету, – говорит Ольга Сухарева. – Может быть, поставщик услуг действительно передал задолженность коллекторскому агентству. Коллекторским агентствам невыгодно связываться с единичными долгами, в основном они берут на себя взыскание множества однотипных долгов: например, за услуги ЖКХ или, как в вашем случае, за телеантенну. При массовой передаче сведений о неплательщиках бардак и путаница не исключены".

Так что же делать? Если вы получили требование от неизвестного коллекторского агентства и речь идет о неизвестной вам задолженности, можно обратиться в милицию с просьбой провести проверку этого требования (приложите его копию к заявлению) и возбудить уголовное дело в случае наличия правонарушения. В этом случае не вы, а милиция будет выяснять, что это не мошенники, и требования их имеют под собой основания. А вы, ознакомившись с результатами проверки, либо порадуетесь, что не повелись на обман, либо выясните, что должок за вами действительно числится.

Однако и в случае обнаружения задолженности не стоит сразу лезть за кошельком. Вполне возможно, что это, как говорилось выше, техническая ошибка. Поэтому есть смысл предложить коллекторам подать на вас в суд. И здесь многое будет зависеть от того, какие документы у кого имеются. Если у вас есть документ о расторжении договора, полной оплате услуг или отсутствии к вам претензий, скорее всего, дело будет закрыто еще на первом заседании. Если же у вас документов нет, все будет зависеть от того, имеет ли противная сторона действующий договор с вашей подписью.

И тут надо сказать о сроках хранения документов. "По моему мнению, в нашей стране вообще ни одного документа выкидывать нельзя", – говорит Ольга Сухарева. Распространенная ошибка – выбрасывать квитанции об оплате и прочие документы через три года – столько составляет по закону срок исковой давности. "Но следует различать разовую сделку (например, покупку книги) и длящийся договор – к примеру, предоставление услуг ЖКХ, кредитной линии", – предупреждает юрист. Если в первом случае срок исковой давности действительно составит три года от зафиксированного момента сделки, то никто не мешает тому же ДЕЗу заявить, что вы не платите за услугу по сию пору, а значит, срок давности не истек. Разумеется, если у него есть соответствующий документ. Вообще, если дело дошло до суда и у вас нет говорящих в вашу пользу документов, Ольга Сухарева советует нанять юриста: как минимум, он поможет уменьшить сумму требований.

Помочь вам могут и свидетельские показания, и внесудебные процедуры. Например, можно воспользоваться законом о хранении персональных данных – и обратиться к коллекторскому агентству с вопросом, как они к нему попали, как хранятся и обрабатываются? В течение 10 дней вам обязаны ответить. Можно пожаловаться на то, что до начала обработки информации о вас и вашем долге коллекторское агентство не сообщило вам об этом, хотя по закону оно обязано это сделать. Или просто обратиться в Роскомнадзор (это ведомство создано для контроля сохранности персональных данных) с требованием о проверке законности передачи ваших данных в агентство.

Жаловаться можно сразу и в Роспотребнадзор (он следит за соблюдением прав потребителей), и в прокуратуру – с требованием проверить факт нарушения закона о персональных данных и принять меры прокурорского реагирования. Известно, что нападение – лучшая защита, так что при такой массированной проверке компании, считающей вас должником, будет легче прислушаться к вашим аргументам. Завершением дела должно стать доказательство того, что компания больше не имеет или не может иметь к вам претензий, иначе вы рискуете получить их повторно. Поэтому, даже если вас уверили, что "ошибочка вышла" и извинились, не останавливайтесь на этом. "Во избежание повторных требований необходимо получить документ о том, что никаких претензий к вам нет, – предупреждает Ольга Сухарева. – И даже если вам присудили выплату – уведомите суд о выполнении его решения".

Корыстная арифметика

А теперь подсчитаем. В Москве более 3 млн квартир, и за каждой числится телеантенна и радиоточка. По поводу радиоточки подсчитано, что москвичи ежегодно платят за нее около 1 млн рублей, при этом пользуются ею не более 2% абонентов. Телеантенной пользуется больше людей, но отказы растут и здесь: многие интернет-провайдеры сегодня оказывают услугу по предоставлению эфирных и кабельных телеканалов. Так как сигнал по оптоволокну идет гораздо лучше, чем от антенны на крыше, многие москвичи от коллективной телеантенны отказываются. Между тем, если за радиоточку мы платим 32 рубля, то за телеантенну – 90 рублей. Получается, на кону рынок объемом 3 млн рублей в год. Есть за что бороться.

© Татьяна РЫБАКОВА 09.12.2009Первоисточник публикации.