Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

РЕФОРМА ЖКХ НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ

 

Реформа ЖКХ началась в 1991 г., когда была разрешена приватизация жилья. Эта приватизация позволила населению проще решать свои вопросы по обмену жилья, а также передавать жилье в наследство, а тем, кто выезжал за границу, возможность продать квартиру в России и приобрести жилье за рубежом. Приватизация продолжается и сегодня. Правильнее сказать она уже заканчивается. Те, кто хотел приватизировать жилье, это уже давно сделал! Даже в ветхом жилье некоторые люди приватизировали свои жилые помещения, а теперь не знают, как жить дальше. Другого жилья им уже бесплатно не дадут, а их приватизированное  жилье быстро развалится.

    Вторая часть реформы ЖКХ – капитальный ремонт жилых домов,  перекладка наружных инженерных сетей водопровода, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, строительство новых теплоисточников, водоочистительных сооружений, фильтровальных станций- - практически не движется. Для этого требуются колоссальные средства. А у населения таких денег нет и в ближайшие несколько лет не будет. Это должно сделать государство! И именно это позволило бы нашей стране выйти из кризиса! Это – и новые рабочие места, это и загрузка нашей промышленности!

А плачь по поводу нехватки средств для обслуживания жилых домов мы слышим уже давно, еще с времен социализма. В СССР не выделялось достаточно средств на капитальный ремонт жилых домов, на перекладку городских инженерных сетей, на строительство новых ТЭЦ, водонасосных станций, очистных сооружений, а также на переработку мусора и пр. Гонка  вооружений привела к полнейшему развалу страны.

 

В Екатеринбурге и в других городах Свердловской области  давно остро стоит вопрос о нехватке тепловой энергии.  В начале 1990-х годов не хватало 25% тепловой энергии, то за прошедшие годы не была построена ни одна новая ТЭЦ, а оборудование старых ТЭЦ износилось. Но за этот же период в г. Екатеринбурге был построен не один миллион кв. м жилья. Отсюда снижение параметров теплоносителя на входе  в жилые дома, низкое давление, а в квартирах чуть теплые батареи. Но поставщики продолжают увеличивать тарифы на тепловую энергию.

 

 Также остро стоит вопрос о холодной питьевой воде. В город ежедневно поставляется около 500 тыс. куб. м холодной воды, которая прошла многократную очистку, но затем десятки километров транспортировалась по дырявым и грязным трубам, прежде чем попасть в квартиры. И за такую так называемую «питьевую» воду хотят взимать в 10-12 раз больше.  Пора  кардинально решить вопрос о разделении питьевого и технического водопровода. Ежедневно человек тратит не более 3-5 литров на приготовление пищи и для питья. А по нормативам с него взимают деньги за 180 литров холодной воды.

И эта же питьевая вода используется для смыва унитазов, для поливки газонов и тротуаров, для мытья машин и пр.  Ученые говорят, что скоро хорошей питьевой воды вообще не будет.

Замена труб холодного водоснабжения должна осуществляться с разделением питьевой и технической воды. Только так можно начинать экономить на расходах по водоснабжению.

 

В связи с увеличением тарифов на коммунальные услуги уже давно стоит       вопрос об установке общедомовых приборов учета  тепла, горячей и  холодной воды, электроэнергии. В новых жилых домах все это  осуществляется при строительстве жилого дома (причем приборы учета  также ставятся во всех квартирах).

В старых же домах этих приборов учета  или  совсем нет, или они давно уже вышли из строя. В доме № 8 по ул. Смазчиков  (Председатель Домового комитета Власов В.П., например, было обнаружено, что всего за один час (с 12.00 до 13.00 счетчик показал расход 35 куб. м. холодной воды. Это значит, что во всех 80 квартирах жилого дома именно в этот час все принимали  ванны, израсходовав по 450 литров холодной воды. Такого не могло быть!

    А за март месяц 2009 г. этот жилой дом использовал более 1330 куб. м      холодной воды, в то время как 240-квартирный жилой дом № 5 по ул.    Смазчиков израсходовал чуть более 2000 куб. м. При перерасчете за 2008 г.   жильцы дома № 8 по ул. Смазчиков заплатили по 780 рублей за перерасход холодной воды (150% от норматива) и дополнительно более 250 руб. за водоотведение. Необходимо проверить правильность показаний водосчетчика или контролировать его показания, которые осуществляет ЖКО, со стороны жителей дома. В то же время  установка общедомового прибора      учета тепла и горячей воды за счет средств на капитальный ремонт позволила в этом доме получить экономию за год примерно по 1500 рублей  на каждую двухкомнатную квартиру.

Именно с установки приборов учета в домах старой постройки должна начинаться реформа ЖКХ. Ведь оплата коммунальных услуг по нормативам значительно превышает оплату по показаниям приборов учета.

Следующим мероприятием должна быть замена изношенных внутридомовых и внутриквартальных инженерных сетей.

Без этих двух мероприятий, а также без образования Домовых комитетов реформа ЖКХ не  пойдет дальше! В домах новой постройки таких проблем нет, там еще на стадии строительства образовываются ТСЖ, в квартирах  устанавливаются приборы учета, а также установлены общедомовые приборы учета. Там реформа ЖКХ  давно уже завершена, если не считать общегородских проблем с наружными инженерными сетями, источниками теплоснабжения и пр.

А в домах старой постройки по-прежнему продолжают командовать Управляющие организации и ЖКО. Жители этих домов до сих пор не поняли, кто в их доме «настоящий хозяин» и кто на самом деле должен управлять своим жилым домом. Именно собственники помещений в жилом доме должны стать подлинными заказчиками всех работ и услуг, определяя их стоимость, а также  строгими контролерами по проверке выполнения сроков и качества этих работ и услуг.

.    Образовать ТСЖ (по старому «кондоминиум») в жилых домах в самом начале приватизации было несложно. Имея свыше 50-90% неприватизированных помещений,

Управления ЖКХ районов, имеющие доверенность от главы г. Екатеринбурга, и образовавшиеся собственники помещений могли проголосовать за образование ТСЖ.

Но тогда администрация города должна была передать средства на текущее содержание и капитальный ремонт такого кондоминиума, а денег тогда почти не было (инфляция в год достигала 180%), а скорее всего она не хотела делать этого.

Весь муниципальный жилищный фонд администрация города передала вновь образованным Управляющим организациям без всякого конкурса, а не активное население не  стало осуществлять контроль за расходованием средств и проведением необходимых работ и услуг.

Управляющие организации, руководителей которых назначала городская администрация, не могли требовать передачи полного объема средств на содержание и капитальный ремонт. Отсюда и угрожающий недоремонт. Почти все средства Управляющих организаций уходили на зарплату, на ликвидацию аварийных работ. Из-за развала экономики (невыплата заработных плат и задержки с небольшими пенсиями) стали расти долги по коммунальным услугам и за содержание жилья.

Ярким примером непрофессиональности администрации города может служить образование ТОО «Градмаш». В соответствии с заключенным Учредительным договором руководство ЗАО «Уралмаш» брало на себя обязательство постепенно переложить содержание более чем 2,5 млн. кв. м жилья на администрацию города (в первый год -90% ЗАО «Уралмаш», 10% - город, в следующий год – 80% - ЗАО «Градмаш» , 20%- город, и так далее, с уменьшением доли на 20% каждый год). Но уже в первый же год ЗАО «Уралмаш» отказалось перечислять средства на содержание жилья и предоставление коммунальных услуг. Рост задолженности образованного ТОО «Градмаш» привел   к его банкротству.

 Ведомственное жилье от всех других крупных государственных предприятий было принято в муниципальную собственность с образованием новых Муниципальных унитарных предприятий («Заря», «Контакт», «Турбоград», «Зеленый городок», «Эльмаш», «ВИЗ», «Кировское» и др.).  Это позволило городу избежать массового «сброса» бывшего государственного (ведомственного) жилья от акционированных предприятий в муниципальную собственность.

 

 Рост неплатежей за содержание жилья и коммунальные услуги. Причиной этого является не только развал промышленности (отсутствие рабочих мест и заработной платы), но и плохая работа управляющих организаций с должниками. 

 

 Реформа ЖКХ в РФ может быть сдвинута с «мертвой точки» только за счет увеличения активности населения, проживающего в домах старой постройки. Именно образование Домовых комитетов в этих жилых домах,  богатый опыт по управлению домом, а в дальнейшем и образование ТСЖ из нескольких домов в квартале или в микрорайоне позволят продолжить эту реформу при условии проведения капитальных ремонтов, перекладки старых инженерных сетей, ремонта и строительства новых объектов ЖКХ за счет средств государства. А управляющие организации, взаимодействуя с ДК и ТСЖ, смогут эффективно работать, обеспечивая надлежащее текущее содержание.

© Виталий Власов, зам. председателя ЕС РТС 12.11.2009Первоисточник публикации.