Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Оружие у населения требует контроля и внимания

Немного истории

 Лицензионно-разрешительная система существовала в России с середины 19 века, а первый законодательный акт, рассматривающий вопросы контроля за оружием появился еще раньше: он был подписан Петром  Первым 14 февраля 1700 года. До 1917 года разрешения на приобретение огнестрельного оружия в Российской империи выдавались губернаторами, градоначальниками и полицмейстерами. После революции 1917 года эти функции выполняли милиционеры и чекисты. Но лишь 12 февраля 1969 года лицензионно-разрешительная служба получила определенную самостоятельность. Что, разумеется, не исключает преемственности.

После Октябрьской революции 1917 года Декретом СНК РСФСР от 12 июля 1920 года «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним» на милицию и ВЧК возлагалась обязанность контроля  за выполнением правил выдачи и хранения оружия. Была установлена уголовная и административная ответственность за незаконную выдачу оружия; незаконное хранение оружия; небрежное обращение с оружием, следствием которого стал несчастный случай; немотивированную стрельбу милиционерами, постовыми, часовыми и т.п. лицами, а также за ряд иных деяний.
Наиболее объемным актом законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, положившим начало структурному формированию самостоятельной лицензионно - разрешительной службы и закрепившим основные положения, касающиеся оборота оружия в стране, явился Декрет Совета Народных Комиссаров от 12 июля 1920 года «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним». В нем указывалось, что хранить и пользоваться оружием могут только лица, которым оно присвоено по роду службы (военные, состоящие в частях войск, милиция и т.п.), а также лица, которым данное право предоставлено декретом от 10 декабря 1918 г. «О сдаче оружия». Во всех остальных случаях оружие могло быть выдано только по решению чрезвычайных комиссий в порядке исключения.  Контроль за порядком приобретения, хранения и использования оружия возлагался на чрезвычайные комиссии и милицию. В обязанность чрезвычайным комиссиям и милиции вменялось "следить за тем, чтобы оружие находилось у лиц, имеющих на него законное право", и привлекать лиц, нарушающих    постановление.
Приказом МВД СССР от 12 февраля 1969 года № 054 в Управлении административной службы милиции Министерства внутренних дел СССР был образован отдел, на который возлагались        функции       по           осуществлению        разрешительной       работы.
Сегодня подразделение лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью являются структурными подразделениями милиции общественной безопасности. Они занимают важное место в организации системы государственного контроля за оборотом оружия, взрывчатых и пиротехнических материалов, частной детективной и охранной деятельностью.

Приказом МВД РФ от 24 июня 2003 года № 602   12 февраля   объявлен  Днём подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел.

В настоящее время основными задачами органов внутренних дел по  осуществлению лицензионно-разрешительной системы являются:  

  • осуществление контроля за оборотом гражданского, служебного оружия и патронов, взрывчатых материалов,
  • предотвращение  утраты и хищения оружия, боеприпасов и взрывчатых  веществ, на которые распространяется особый порядок оборота;
  • недопущение  их  использования  не по назначению;  
  • своевременное  выявление и устранение нарушений установленных правил их оборота;
  • контроль за частной детективной и охранной деятельностью

Взаимоотношения  с  ЧОПами

Одна из актуальных тем для России в целом, регионов и отдельных организаций в частности - предстоящее вступление страны во всемирную торговую организацию. Опасения в данной связи возникают по причине возможного захвата рынка охранных услуг иностранными охранными группами и, соответственно, их доступа к стратегически важной информации. Скорее всего, участие иностранных компаний в охранной деятельности будет ограничено.

Многие частные охранные предприятия действительно сотрудничают с милицией, так, например за 2009 год сотрудники  ЧОПов Верх-Исетского района г.Екатеринбурга  помогли  раскрыть 180  преступлений и около 200 административных правонарушений. «Надеюсь, что милиция и частные охранные предприятия смогут выработать действенную систему сотрудничества и обмена информацией ради эффективности совместной работы на предупреждение и предотвращение преступлений. В  Верх-Исетском районе  работают около  2374 сотрудников  ЧОП.  Частные охранные предприятия действительно могут быть серьезным подспорьем органам внутренних дел в борьбе за правопорядок.

В свете новых требований  ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности»     наиболее обсуждаемой темой стала планируемая передача оружия в собственность МВД. Такая мера  позволит упростить процедуру контроля над оружием силовыми структурами. На сегодняшний день разрабатывается нормативный акт регулирующий порядок приема и передачи оружия в охранные предприятия.

13 декабря 1996 года был принят Федеральный Закон «Об оружии» (ФЗ-150).

   Закон  значительно расширил права граждан в приобретении оружия. Теперь его можно приобрести не только для охоты, но также для занятий спортом и самообороны. Значительно расширились и виды оружия, которые можно приобретать. Для самообороны разрешены газовые пистолеты, револьверы, гладкоствольные ружья, огнестрельное бесствольное оружие; для  охоты,  как гладкоствольные ружья различных калибров, так и карабины, комбинированное оружие, охотничья пневматика. Все зависит от вида охоты и финансовых возможностей охотника. Для спорта – различные виды и типы спортивного оружия. Подлежит регистрации и сигнальное оружие калибром свыше 6 мм, а также оружие с возможностью стрельбы травматическими патронами и т.д. И это лишь небольшая часть оружия, которая разрешена к приобретению гражданам, но с обязательной регистрацией в органах внутренних  дел.
Контроль  за оборотом оружия возложен на органы внутренних дел, на службу лицензионно-разрешительной работы и участковых уполномоченных.  За несвоевременную перерегистрацию разрешения на огнестрельное оружие или продление лицензии на оружие самообороны  административный кодекс предусматривает предупреждение либо штраф от 300 до 1000 рублей. Сотрудники милиции имеют право до принятия решения по административному протоколу временно изъять, имеющееся у нарушителя   Закона, оружия.
Для того чтобы  купить оружие, каждому желающему достигшему 18-летнего возраста, необходимо обратиться по месту своего жительства в орган внутренних дел и получить лицензию. Лицензии на приобретение охотничьей пневматики и огнестрельного оружия выдаются сроком на шесть месяцев. После его приобретения в двухнедельный срок оружие необходимо зарегистрировать в органе внутренних дел, выдавшем лицензию и получить на данное оружие разрешение, которое выдается сроком на пять лет. Лицензия на оружие самообороны выдается так же сроком на пять лет. Она дает право приобретения, хранения и ношения до пяти единиц оружия. Ее обладатель после покупки оружия обязан в течение двух недель зарегистрировать его в милиции, где получил лицензию. За три месяца до истечения срока действия  разрешения или лицензии обладатель разрешения или лицензии обязан пройти перерегистрацию имеющегося оружия. Даже если никакого оружия не приобреталось, но лицензия была получена, необходимо продлить срок ее действия. Если же необходимость в оружии отпала, то тогда нужно просто ее сдать в милицию, где она и выдавалась.

За что могут лишить лицензии?
В статье 26 Закона разъясняются основания для аннулирования выданных лицензий или разрешений на оружие. Одним из пунктов данной статьи предусмотрено аннулирование за совершение повторного в течение года административного правонарушения, посягающего на общественный порядок или порядок управления. Такие правонарушения предусмотрены в главах 19 и 20 административного кодекса. Казалось бы, безобидное нарушение, как утрата паспорта или его замена по достижении определенного возраста, совершенное дважды в течение года, могут повлечь за собой аннулирование лицензии и разрешения, а соответственно и изъятие оружия. Статьей 26 предусмотрены и другие основания для аннулирований лицензий и разрешений. Повторное же обращение за приобретением оружия для граждан в таких случаях только через пять лет.

О  добровольной сдаче за вознаграждение незаконно хранящегося у граждан  оружия.

11 декабря 2007 года правительством Свердловской области принято постановление № 1225-пп «О мерах по предупреждению незаконного оборота оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ на территории Свердловской области». В нем предусматривается  выплата  гражданам денежного вознаграждения за добровольно сданное  незаконно  хранившееся огнестрельное оружие, газовые пистолеты и револьверы, боеприпасы к нарезному оружию, взрывчатые вещества и прочее.
 Добровольно сдавшие незаконно хранящееся у них оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества  освобождаются от уголовной ответственности и  получают денежное вознаграждение.  
Размер вознаграждения
1) за боевое оружие (штук) – от 1500 до 2000 рублей;
2) за охотничье оружие с нарезным стволом (штук) – от 500 до 1500 рублей;
3) за охотничье гладкоствольное оружие (штук) – от 200 до 1000 рублей;
4) за оружие самообороны, газовое (штук) – от 100 до 500 рублей;
5) за переделанное, самодельное оружие (штук) от 100 до 1500 рублей;
6) за боеприпасы к оружию с нарезным стволом (штук) от 5 до 10 рублей;
7) за взрывчатые вещества и пороха (сто грамм) – от 50 до 500 рублей;
8) за изделия, содержащие взрывчатые вещества: гранаты, мины, артиллерийские снаряды (штук) – от 500 до 2000 рублей;
9) за средства инициирования взрывов: капсюли-детонаторы, электродетонаторы, и др. (штук) – от 50 до 500 рублей;
10) за детонирующие и огнепроводные шнуры (за метр) – от 50 до 100 рублей.
Добровольно  сдающий  оружие, обращается с заявлением в орган внутренних дел или к участковому уполномоченному. Единственными документами, которые нужно при себе иметь, являются паспорт гражданина и сберкнижка, так как вознаграждение органом внутренних дел будет выплачиваться безналичным расчетом на счет в банке, открытом на имя гражданина, сдающего оружие и боеприпасы.
В   Верх-Исетское  РУВД   за это время были  добровольно  сданы  13 единиц оружия. Денежные  вознаграждения    выплачены.

Лицензионно-разрешительная работа ОВД - это не только оформление и выдача документов, дающих право на приобретение, хранение гражданского оружия, круг задач решаемых подразделениями гораздо шире. Хочется  пожелать, чтобы  оружие, находящееся под нашим контролем, стреляло только по мишеням  или  в охотничьих угодьях и не причиняло никому вреда.
На фото: Илья Казиханов

 

© Старший инспектор группы по лицензионно -разрешительной работе УВД Верх-Исетского района города Екатеринбургаподполковник милиции Илья Фаритович Казиханов 09.11.2009Первоисточник публикации.