Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Штаны на лямках

Муниципалитетам пора признать: они не справляются с нехваткой мест в детсадах. Чтобы решить проблему кардинально, необходимо допустить в социальную сферу бизнес. Регуляторами могут выступать не контролирующие органы, а заказчики услуг — родители.

Радостный крик коллеги заставляет предположить, что ей как минимум втрое увеличили жалованье. Но повод для зависти еще весомее: «Представляешь, заведующая детсадом наконец-то согласилась на встречу! Я ее полгода окучивала — места для моего ребенка у нее не было за любые деньги! А теперь мы, наверное, в детсад пойдем!». Очередь в детсады только Екатеринбурга в 2008 году увеличилась более чем на 7 тыс. детей: с 11 до 18 тыс. человек. Недостаток путевок стал одним из поводов для митинга мам Екатеринбурга возле администрации города в День защиты детей 1 июня 2008 года. За два часа митинга под обращением к президенту страны собрано более 1,5 тысячи подписей. Ситуация в соседних городах-миллионниках не лучше. Так, в Перми в сад мечтают попасть 27 тыс. детей, в Челябинске — 20,5 тысячи. Охват дошкольными учреждениями в 2006 году в среднем по стране составлял 58,3% детей (против 66,3% в 1990 году). При этом УрФО занимает второе место среди федеральных округов по количеству детских садов и считается даже относительно благополучным.

Пропуск в детский сад

Ситуация дефицита сложилась не вдруг. В 90-х резко упала рождаемость (в среднем по региону за 1990 — 2000 годы на 37%). В детсадах, соответственно, уменьшилась наполняемость групп. Параллельно сокращалось число ведомственных детсадов: предприятия больше не могли их содержать, здания стали активно передавать на баланс муниципалитетов. Только в Екатеринбурге за 1992 — 2000 годы муниципалитет получил около 190 детских садов. Детей начали переводить из нескольких детсадов в один. С начала 90-х годов количество детских садов в Урало-Западносибирском регионе сократилось на 45%: в Екатеринбурге в начале 1995 года насчитывалось 469 ДОУ на 57 тыс. мест, а в 2006 году их осталось 248 на 31,3 тыс. мест. Освободившиеся здания передавались в аренду и собственность государственным и коммерческим учреждениям.

В итоге сейчас, например, в Челябинской области в 300 помещениях бывших садиков располагаются муниципальные органы власти, еще в 49 — федеральные. За 2000 — 2004 годы рождаемость в среднем выросла на 13,5%: примерно с 2003 года проблема заявила о себе в полной мере. Цена поступления в иные сады сравнялась со стоимостью года обучения в вузе. Родители были готовы оплачивать что угодно. В том числе перекрытие крыш и настил полов, покупать в детсады домашние кинотеатры, компьютеры и кофеварки, лишь бы пристроить ребенка. Тогда же в городах стали организовывать учет детей, которым могут понадобиться детсады. Но даже постановка на этот учет чуть ли не в момент рождения отпрыска вовсе не гарантировала, что к трем годам он сможет получить место в муниципальном детсаду. А возможности уплотнительного заполнения групп исчерпаны: в Челябинске, например, на 100 мест приходят уже 115 детей.

Казалось бы, подобные объемы неудовлетворенного платежеспособного спроса должны дать сигнал частному бизнесу, и в миллионниках начнет расти число частных детсадов разного формата. Не тут-то было.    

 На домашнем

Альтернатива муниципальному детсаду — ведомственные детсады, мини-садики, а также дошкольные отделения частных образовательных центров.

В ведомственные сады своих детей стремятся устроить многие родители. Если сад принадлежит обеспеченным энергетикам или газовикам, то в нем хорошая материальная база, квалифицированные воспитатели, приличное питание. Но для «чужих» детей, как правило, здесь не хватает мест. Если же места и появляются, то отдавать за них приходится серьезные суммы: вступительный взнос — 15-20 тыс. рублей, ежемесячно — 5-7 тыс. рублей. Решить проблему дефицита мест такие детсады не в состоянии. В среднем по региону их число составляет 4% от общей численности ДОУ и продолжает сокращаться. Между тем в мире на воспитании детей работников компании уже научились делать деньги.

Казалось бы, идеальный выход из положения — мини-детсад на 6-7 детей. Его в свое время нашли сами молодые мамы: они организовывали такие сады у себя на дому, брали под присмотр детей, сходных по возрасту с собственным чадом. Но этот сектор был и остался «теневым». Чтобы работать легально, мини-детсаду надо выполнить ряд условий. Для начала — пройти лицензирование. Владелец должен предъявить в местное образовательное ведомство устав организации, справку из налоговой, договор на аренду (или свидетельство о праве собственности) помещения, заключение о выполнении норматива по квадратным метрам, приходящимся на одного ребенка, заключения СЭС и пожарников по поводу помещения, образовательную программу, подтверждение наличия материально-технической базы и учебно-методической литературы и т.д, и т.п.

Выполнение даже части этих требований для мини-сада невозможно. Самое сложное, конечно, с помещениями: «миники» располагаются в квартирах, а в них коммерческая деятельность запрещена. Поэтому сделать детсад легальным практически нереально. И сейчас юридически «миник» оформляется как ИП по оказанию услуг няни и дошкольному воспитанию. Время от времени появляется очередное разоблачение деятельности мини-детсада: как правило, штрафуют за нарушение санитарных норм. На деле это означает обычно одно: содержатели не сумели договориться с соседями, и те «стукнули» в санэпиднадзор. Родители понимают возможные риски для здоровья их детей, но все равно заинтересованы в услугах мини-садов. За это они готовы платить немалые деньги. Для сравнения, за посещение ребенком МОУ в Екатеринбурге родители должны были заплатить от 0,5 до 2,5 тыс. рублей, а услуги мини-сада оцениваются в 8 —10 тыс. рублей в месяц.

Не отбить

Еще один выход — негосударственные детсады — большие, но принадлежащие не муниципалитету, а частному лицу. Например, созданные при частных школах и лицеях. Изначально они открывались в зданиях бывших детсадов, переданных в аренду. Но в Челябинске подобные посещают только 2% дошколят, в Екатеринбурге за последние пять лет таких открыто всего три.

Проблема все та же: недостаток помещений и излишний контроль. Типовых зданий для детсадов, которые можно получить на правах аренды, катастрофически не хватает, а в любом другом помещении размещение будет незаконным.

«В настоящее время нет свободных зданий детских садов, находящихся в муниципальной собственности, для передачи в аренду, поэтому говорить о значительном увеличении негосударственного сектора дошкольного образования не представляется возможным», — говорит начальник управления администрации Екатеринбурга Евгения Умникова. Администрации готовы отдавать в аренду здания, но только те, что находятся в аварийном состоянии.

Нелегко приходится и существующим негосударственным детсадам. По данным председателя комиссии Екатеринбургской городской думы по развитию образования, науки, физической культуры, спорта и молодежной политики Леонида Рапопорта, 89% всей родительской платы за услуги НДОУ уходит на коммунальные услуги, аренду здания и земельного участка. НДОУ, выполняя по сути социальную функцию, платят коммунальные платежи не как «бюджетные», а как «прочие» организации. А этот тариф даже выше, чем для промышленных предприятий.

По идее, если так строго следят за негосударственными детсадами, то в муниципальных должен быть полный порядок. Но все говорит об обратном: невысокие зарплаты персонала порождают его постоянную нехватку, за переполненными группами плохой присмотр, маленькие суммы на содержание, выделяемые муниципалитетом, приводят к однообразному питанию и т.п. К тому же, муниципальные сады продолжают работать в строго определенные часы: как правило, в те же самые, в которые работают и родители. Сюда необходимо добавить и постоянные поборы, завуалированные под подарки персоналу взятки, выполнение родителями ремонтных, покрасочных, строительных работ… Одним словом, муниципалитеты и частному бизнесу развиваться не позволяют, и со своим хозяйством не справляются.

Быстрая реакция

Почему же проблему не отдают на откуп бизнесу? Во-первых, страшно: «Разрешишь всем желающим, наоткрывают дешевых, будут кормить детей неизвестно чем, а недовольные родители потом к нам побегут: куда смотрели!» — объясняет чиновник из Перми. Во-вторых, наличие дефицита очень выгодно для процветания коррупции. В том же Екатеринбурге не существует единой базы стоящих в очереди на места в детсады детей, родители не понимают, как движется очередь.

«В большинстве районов Екатеринбурга встать в очередь на зачисление ребенка в детсад можно с момента его рождения, а в Ленинском — только по достижении ребенком года и 11 месяцев. В прошлом году я заявила в районной администрации о том, что и моему ребенку нужен садик. Мне сказали подождать год. В этом году я вновь пришла в администрацию и узнала, что фамилии из списка с номера 4400 до номера 6000 вычеркнуты. Причин нам никто не объяснил»,— рассказала одна из устроителей екатеринбургского митинга Елена Птицина. Это рождает желание прийти к заведующей конкретного детсада и решить проблему «из рук в руки».

Муниципалитеты ищут выход из ситуации в рамках существующих правил и условий. Без особого успеха. Кажется, первый выход на поверхности: надо вернуть под детсады здания, в которых сейчас «иные» организации. Но эти помещения, как правило, уже перестроены, а детский сад должен непременно размещаться в типовом, полностью соответствующем противопожарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям. К тому же, чтобы выселить какое-то учреждение, надо предоставить ему новое здание, а их в муниципальной собственности просто нет.

Второй выход: одновременно с возвращением старых зданий строить новые. Но в центре городов это сделать негде. Разумеется, при комплексном развитии территорий генпланы предусматривают строительство. Однако этот процесс только начинается. В Челябинске в прошлом году в новом микрорайоне 33-А был открыт частный детский сад «Какаду», выполненный застройщиком территории СК Developman. Новшество — система видеонаблюдения, благодаря которой родители могут отслеживать ситуацию. Часть мест выкуплена муниципалитетом, но сам детский сад действует на коммерческой основе. Предусматривают строительство детских садов и девелоперские проекты Академический и ВИЗ-Правобережный в Екатеринбурге. 

Городские администрации ведут борьбу с дефицитом, но меры носят точечный характер. Так, челябинская программа за год решит проблему лишь 26,8% детей, стоящих в очереди. К тому же государственные средства не всегда расходуются эффективно. В той же Челябинской области решили в качестве критериев использовать два показателя — освоение средств и фактический ввод дополнительных мест в детских садах. Результаты оказались неутешительны: среднеобластной уровень к 1 апреля 2008 года составил лишь 30 и 40% соответственно. Способом решения проблемы недостатка мест может стать некоторое смягчение официальных санитарных правил и норм (СанПиНов, принятых, к слову, еще в советское время).

В Тюмени педагоги предложили меры, которые позволят увеличить число мест в детсадах почти на тысячу мест: брать в ясли не 15, а 20 ребятишек, в подготовительные группы — еще больше. Предложили облегчить и нормативы при организации спальни, раздевалки, уплотнить территории для прогулки детей за счет установки летом мобильных веранд. При этом сохраняется вся инфраструктура детсадов — спортивные территории, игровые комплексы. «Пока это лишь предложения управления образования, принимать решения будут специалисты, устанавливающие СанПиНы», — сказали в пресс-службе города. Но и эта мера, конечно, кардинально проблемы не решает. А на подходе новые: рождаемость в городах, подстегнутая стимулирующими выплатами, растет. Это значит, что еще через три года проблема станет практически нерешаемой.

 Очевидно: в воспитание детей пора допустить бизнес, предложив ему льготы и даже стимулируя на этот вид деятельности. Конечно, самая большая проблема — уследить за тем, насколько хорошо предприниматели воспитывают и содержат детей. Чтобы не получить на рынке огромного числа мини- и частных детсадов, открытых непрофессионалами, для начала надо вывести «из тени» уже существующие, упростив для них процедуру перевода помещений из жилых в нежилые. Как правило, мини-детсады, которые давно работают на рынке, имеют у родителей определенную репутацию. Наверное, стоит опросить родителей: достоин тот или иной сад легализации или нет. Если да, то именно этим детсадам и надо давать добро на расширение. Бизнес развиваться готов. В крупных городах, где дефицит ощущается наиболее остро, мини-сады очень востребованы.

«Мы планируем открыть новые восемь групп, сейчас для этого занимаемся покупкой недвижимости», — говорит директор сети мини-детсадов «Маленькая страна» (Екатеринбург) Наталья Осинцева.  Муниципалитеты в принципе должны активнее работать с заказчиками услуг детсадов — родителями: именно родители заинтересованы в том, чтобы дети были сыты и довольны. А значит, мамы и папы в новых условиях могут выступать регуляторами деятельности негосударственных детсадов. Тем более что в сообществе наработаны и методы обмена информацией: упомянутый в начале статьи митинг собирали родители, общающиеся на родительских порталах Екатеринбурга. Затем они самостоятельно распространяли информацию через молочные кухни, поликлиники. Ясно, что и информация о «плохих» негосударственных садах будет расходиться именно таким путем. В муниципалитетах только должны научиться правильно работать с этими новыми источниками информации, быстро реагируя на желания родителей. По-другому быстро и качественно решить проблему дефицита детсадов не получится.

                 Дополнительные материалы:

Корпоративные дети

Понятие «частный детский сад» в России уже существует, но до понятия «сеть детских садов» пока далеко — бизнес нерентабелен. Между тем американская Bright Horizons Family Solutions (ВН), мировой лидер среди компаний, предоставляющих услуги по уходу за детьми и воспитанию дошкольников и младших школьников (выручка за 1 квартал 2008 года — 199,8 млн долларов), уже знает, как сделать его прибыльным. За 22 года существования, создав сеть из 600 садов, она превратилась в транснациональную корпорацию, доминирующую на рынках США, Великобритании, Ирландии и Канады. Основой такого успеха стало сотрудничество компании с крупными корпорациями.

Корпоративный детский сад находится собственно в офисном здании: ВН не тратится на арендную плату, а компания-заказчик получает дополнительную мотивацию для сотрудников, сокращая текучку кадров. Бизнес развивается очень быстро: за первый квартал 2008 года было открыто 15 новых центров. Подобный подход подойдет и для России: при уплотнительной городской застройке создавать новые детские сады просто негде.   

Подготовительная группа

В регионах и муниципалитетах накапливают опыт борьбы с дефицитом мест в детсадах

В ХМАО существует система пособий. В Сургуте каждая мама может выбрать, устроить ей ребенка в детский сад или получать ежемесячно 5 тыс. рублей и воспитывать его дома. (Подобная система применяется в Перми и Челябинске.)

Размах северных садов впечатляет: самый большой детский сад Ханты-Мансийска «Солнышко» расположен на территории в 2 гектара.В Пермском крае пошли на диалог с бизнесом. Осенью 2007 года здесь проведен конкурс на закупку мест в негосударственных садиках. Сейчас по такой схеме детский сад посещает 251 ребенок, до конца этого года будет закуплено еще 660 мест. Частные детские сады гарантированно получают воспитанников, родители платят ровно столько же, сколько и муниципальным, остальная сумма компенсируется из городского бюджета. При этом дополнительные услуги — изучение иностранного языка, подвоз до детского сада — родители оплачивают отдельно. В целом на реализацию проекта в этом году выделено 77 млн рублей.

В Удмуртии решили изменить традиционное расписание работы детских садов (с 8 до 18 часов). В ижевских детсадах созданы группы кратковременного и вечернего пребывания детей, выходного дня. За последние три года численность мест выросла в Удмуртии на 5 тыс. единиц, что позволило ей иметь самый большой в Урало-Западносибирском регионе охват детей ДОУ — 76,2%.

В Тюмени увеличивают эффективность деятельности ДОУ. В 2005 году все детсады приобрели форму автономных некоммерческих организаций, учрежденных муниципалитетом. Это дает им образовательную, хозяйственную, а также финансовую самостоятельность. Последняя позволяет организовывать дополнительные услуги, например группы выходного дня, а вырученные средства направлять, допустим, на мотивацию сотрудников.

Существуют и другие необычные проекты. Среди них — открытие социальных игровых комнат в жилых домах и общежитиях. Его сейчас «обкатывают» в Кемеровской области. По сути, это тот же мини-сад для социально езащищенных слоев населения (студентов, матерей-одиночек), но финансируемый за счет государства бюджета. Относительно новым является предложение проектировать в многоэтажных жилых домах специальные помещения для ДОУ на первых этажах. Такой сад стоит гораздо дешевле (порядка 45 млн рублей против 100 — 110 млн рублей при строительстве обычного), так как не нужно будет проводить отдельные коммуникации. Опыт подобного строительства есть в Москве, Сочи и Красноярске. 

Свои проекты готовят и общественные деятели. Так, председатель совета НП «Комитет 101» Дмитрий Головин предложил создавать детские сады при торговых центрах. Сама идея не нова: она активно работает в Таиланде, Японии, США. (Подробнее см. «Детей — в торговые центры» , «Э-У» № 12 от 24.03.08.) Это позволит немного разгрузить МДОУ за счет ухода из них детей сотрудников ТЦ. Однако для подобных проектов необходимо пересмотреть санитарные нормы и разрешить организацию детсадов в неприспособленных помещениях

Подготовила Валентина Глотова

Эксперт-Урал № 24 (333) 16 июня 2008 г.

 

© Юлия Литвиненко, Валентина Глотова 23.06.2008Первоисточник публикации.