Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Развитие шахматного образования города Екатеринбурга

Одна из наиболее характерных отличительных особенностей настоящего времени состоит в том, что на рынке образовательных услуг все более востребованными становятся творческие личности, способные сами добывать знания и на их основе порождать новые. Но в современных экономических условиях существующая система общего среднего образования не в состоянии реализовать этот социальный заказ должным образом, поскольку рынок не только постоянно повышает, но и видоизменяет требования, предъявляемые к выпускникам школ. А поэтому немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дополнительного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей учащихся на основе свободного выбора многообразных видов и форм творческой  деятельности.

Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей ребенка в различных видах деятельности и областях знаний. Демократизация и гуманизация системы образования в Российской Федерации позволили рассматривать дополнительное образование как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие.
Дополнительное образование потенциально располагает богатыми социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные, зачастую уникальные познавательные интересы личности и при стандартизации общего образования не потерять одаренного и талантливого ребенка, поднять его на качественно новый уровень индивидуального развития, открыть массу возможностей для самореализации и самовоспитания. Оно помогает формированию мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей и включению учащихся в социально полезную деятельность.

Работа  СДЮСШОР «Интеллект» состоит в усилении вариативной составляющей общего образования, она способствует реализации знаний и навыков, которые дети получают в школе, стимулирует интеллектуальную познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

 Основной целью деятельности СДЮСШОР «Интеллект»   является создание эффективной системы  шахматного образования, содействие самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению учащихся, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению высоких спортивных результатов на международной спортивной арене, подготовка спортивного резерва для национальной команды России.

      Система шахматного образования детей в школе  имеет свои  ценностные приоритеты:  

 -   демократизация учебно-воспитательного процесса;

-   поддержка и развитие детского творчества;

-   воспитание культуры здорового образа жизни;

-   саморазвитие личности;

-   создание условий для педагогического творчества;

-   открытость системы;

-  научно-методическое обеспечение системы дополнительного образования детей;

-   системное развитие на основе информационных технологий.

Организация жизнедеятельности спортивной школы  осуществляется на принципах личностного подхода, гуманности,  демократичности, научности, природосообразности  и эффективности социального взаимодействия. Это позволяет создать в школе атмосферу заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка и  педагога. Обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума, а учебно-воспитательный процесс ориентирован  на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в спортивной направленности. Очень важно развивать у учащихся современное научное мировоззрение, понимание места и роли человека в мире, в обществе, содействовать формированию навыков социальной адаптации и  самореализации обучающихся.

      В процессе реализации образовательной деятельности школы решаются следующие социально-педагогические задачи:

·         обеспечить необходимые и благоприятные условия  самосовершенствования личности, формирования здорового образа жизни;

·         содействовать развитию физических, интеллектуальных способностей, нравственных принципов  учащихся;

·         обеспечить физическое самосовершенствование и достижение спортивных успехов;

·          содействовать формированию физической культуры личности обучающихся с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья, мотивации;

·         формировать у обучающихся интерес и потребность к систематическим занятиям спортом;

·         создать  обучающимся активный и  содержательный досуг;

·         разработка и реализовать шахматные образовательные программы для детей с ограниченными физическими возможностями;

·         обновить нормативно-правовую и материально-техническую базы;  

·          создать условия для удовлетворения шахматных образовательных потребностей обучающихся;

·           предоставить ребенку реальные возможности самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности;

·           сформировать в школе эмоциональное поле взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности  (на уровне «тренер – ученик», «ученик – ученик», «тренер-тренер», «ученик – родитель», «тренер – родитель»).

Приоритетными проблемами деятельности школы в настоящее время являются формирование физически здоровой личности и развитие творческих способностей учащихся. Не менее важно также развитие материально-технической базы как основы оптимизации учебно-воспитательного процесса.  А создание условий для творческой работы и для роста профессионального мастерства педагогов через создание комфортных здоровьесберегающий условия труда и через профессиональную переподготовку будет способствовать формированию нового профессионального мышления. Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса предполагает, прежде всего,  совершенствование  учебных планов и программ, разработку и внедрение компьютерных программ в учебно-воспитательный процесс, создание творческой атмосферы в школе путем проведения  интерактивных занятий.

Таким образом, главное предназначение шахматного образования в  СДЮСШОР «Интеллект» - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; реализация дополнительных программ услуг в интересах личности, общества, государства.

            

 

© Аблов Евгений Михайлович, директор муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Интеллект» 13.10.2009Первоисточник публикации.