Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Дмитрий Медведев отвел религии две школьные четверти

Президент Дмитрий Медведев разрешил  давний спор между сторонниками и противниками централизованного подхода к изучению в светской школе истории религий. Он поддержал введение в школах обязательного предмета под рабочим названием "Духовно-нравственное воспитание" (ДНВ).

Глава государства предложил вариант, учитывающий позиции как и атеистов, так и верующих и не нарушающий Конституцию. Он подчеркнул, что государство и конфессии отделены друг от друга, поэтому в школах преподавать ДНВ будут только светские преподаватели, а ученики и их родители сами выберут, какой из трех курсов изучать в рамках дисциплины. Выбор из трех — это либо изучение истории одной религии, либо истории основных мировых религий, либо курс "Основы светской этики". Учебники будут разрабатываться с привлечением представителей всех основных конфессий, заявил корреспонденту "Газеты" министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Президент подчеркнул, что принял такое решение после того, как на его имя поступили обращения от лидеров двух ведущих российских конфессий.

На совещание по вопросам преподавания в школе основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных силах института воинских и флотских священнослужителей президент пригласил патриарха Московского и всея Руси Кирилла, трех муфтиев — Равиля Гайнутдина, Талгата Таджуддина и Исмаила Бердиева, главного раввина России Берла Лазара и председателя Буддийской традиционной сангхи Дамбу Аюшеева.

Медведев дал высказаться всем, и священнослужители в один голос поддержали его решения, что не удивительно после почти 10-летней общественной дискуссии по этим вопросам.

"В результате выбора будут покрыты все озабоченности"

Патриарх Кирилл подчеркнул важность добровольного выбора религии, историю и основы которой школьники будут изучать, и напомнил о печальном опыте Российской империи. "Тогда все учили Закон Божий, а потом шли спиливать кресты, — сказал патриарх. — В результате выбора будут покрыты все озабоченности. Правильно, что все эти дисциплины будут преподавать светские педагоги, так ни один закон не подвергается деформации".

Повсеместно — не ранее 2012 года

Медведев также подчеркнул, что введение дисциплины будет происходить постепенно и во всех школах страны она появится не раньше 2012 года. А в течение ближайших трех лет предстоит обкатка в школах 18 регионов.

Андрей Фурсенко рассказал корреспонденту "Газеты", что эти регионы уже выбраны и они представляют все федеральные округа. Он назвал некоторые регионы: Тамбовская и Тверская области, Чувашия и Башкирия, Еврейская автономная область. Эксперимент затронет 12 тыс. школ, или каждую пятую в стране, в которых учатся в общей сложности 256 тыс. школьников.

История религии уместится в две школьные четверти

Первые уроки ДНВ по планам Минобрнауки пройдут в школах уже в марте 2010 года, эта дисциплина будет преподаваться на протяжении последней четверти в четвертом классе и первой — в пятом классе.

При этом, как подчеркнул "Газете" Андрей Фурсенко, торопиться с введением нового предмета "мы не имеем права". Главное — качественно подготовить самих учителей, которым предстоит преподавать эту дисциплину (в школах вышеупомянутых регионов таковых насчитывается около 44 тыс.) и учебные пособия для них.

Выбор именно четвертого и пятого классов как стадии для изучения предмета министр объяснил тем, что в возрасте 10—11 лет, по мнению специалистов, дети наименее конфликтны.

Три модуля

Предмет будет разделен на три модуля. В первый войдет история и основа культуры одной из традиционных религий. Второй предназначен для тех школьников, которые хотят изучать историю сразу всех основных мировых конфессий. Третий рассчитан на учеников, не придерживающихся никаких религиозных убеждений, и будет называться "Основы этики".

Таким образом, каждый класс будет разбит на группы, а школьники и их родители самостоятельно решат, какой из трех модулей изучать.

По каждой теме будут написаны отдельные учебники, к подготовке которых будут привлечены представители всех основных конфессий. Андрей Фурсенко рассказал, что часть материала в них будет повторяться, но это как раз вписывается в концепцию преподавания предмета, поскольку в итоге ученики из разных групп должны будут обмениваться информацией, полученной на уроках ДНВ.

Министр также сообщил, что основные финансовые ресурсы будут направлены на переподготовку учителей, для которых проведут внеочередной курс повышения квалификации. Он пояснил, что, скорее всего, преподавать ДНВ начнут педагоги гуманитарных предметов (типа истории и обществознания), но вполне вероятно, что подключатся учителя естественных наук. Главное — чтобы педагоги были морально готовы правильно и этично обучать детей такой сложной с нравственной точки зрения дисциплине.

Эксперимент продолжается

Стоит отметить, что подобные уроки для российских школ не новшество. В 43 регионах страны уже заключены договоры и соглашения между органами госвласти и религиозными организациями по вопросам образования. Согласно мониторингу Минобрнауки, в 60 регионах факультативно и в формате курса введен предмет "Основы православной культуры", в 40 — "Основы мировых религий или религий России". Основы истории и культуры ислама преподаются в шести регионах, буддизма — в четырех, иудаизма — в одном.

"Культура возникла на религиозной почве"

Представители системы образования сходятся во мнении, что религиозную культуру в школах вводить нужно, пусть это и очень непросто. Ректор института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский пояснил корреспонденту "Газеты", что именно основы религиозной культуры помогут российским школьникам повысить уровень образования.

"На мой взгляд, без знания основ религии просто невозможно понимать культуру и быть образованным человеком, — считает Адамский. — Прежде всего потому, что культура возникла на религиозной почве. Именно поэтому такой предмет должен присутствовать в светском образовании. В разработанных нами образовательных стандартах на изучение этого предмета предлагается выделить 22 часа урочных занятий в год. В отношении данного предмета также важно, чтобы школы проводили не только урочную, но и внеурочную работу. Проблема может возникнуть с кадрами: не столь важно, на каком предмете они будут специализироваться, необходимо, чтобы у них было соответствующее мировоззрение и методы преподавания.

Ведь ничего хорошего из этой инициативы не выйдет, если детям навязывать нормы той или иной религии".

Директор центра образования "Царицыно", член комиссии Общественной палаты по образованию и науке Ефим Рачевский полагает, что школы к введению нового предмета еще не готовы, но уверен, что он необходим.

" Уже давно граждане СССР и России хотели, чтобы в школах преподавались хоть какие-то основы этики. Ведь если мы сами, умные и взрослые люди, имеющие определенный ценностный ряд, не объясним детям, что такое хорошо, а что такое плохо, то кто же это сделает? Право выбора, что изучать детям — основу религии или этику, должно оставаться за семьей. Сейчас у школ в резерве нет учителей, которые могли бы это делать. Не так важно, на каком предмете они специализируются. Педагоги вообще часто обманывают себя и других, называясь физиками или биологами, — они прежде всего учителя. Возможно, преподавателей этики стоит как-то готовить на курсах переподготовки. Когда в советских школах велась пропаганда атеизма, лучше всего с ней справлялись химики. В этот раз, видимо, им не стоит поручать историю религий", — считает Рачевский.

Штатные священнослужители в армии будут получать не меньше замкома по воспитательной работе

С проблемой армейских священнослужителей президент вчера также разобрался строго по Конституции. Он определил, что если в воинском соединении 10% личного состава исповедуют одну из основных религий, то в ней должен появиться штатный священнослужитель этой конфессии.

Правда, по данным Минобороны, 80% военнослужащих исповедуют православие, 13% — ислам, 3%— буддизм, 1%— иудаизм и другие религии, поэтому в основном в работу включатся православные священники. К тому же с 1997 года действуют соглашения о сотрудничестве Русской православной церкви как с Минобороны, так и отдельно с Воздушно-десантными войсками, Военно-воздушными силами и Военно-морским флотом.

Министр обороны Анатолий Сердюков сообщил, что внедрять священнослужителей в ряды армии будут в три этапа.

Первый должен завершиться до конца 2009 года. В этот периодправославные священники появятся в расположенных за пределами России соединениях: в Армении, Таджикистане, на Украине, в Киргизии, Абхазии и Южной Осетии. Министр обороны отметил, что в этот же период штатные священнослужители могут появиться в войсках СевероКавказского военного округа.

На втором этапе штатные священнослужители займут гражданские должности в основных бригадах и на базах на территории России. А в ходе третьего этапа, который должен завершиться в 2010 году, будут созданы соответствующие управления при центральном аппарате Вооруженных сил, а также отделы в военных округах и на флотах.

Отвечая на вопрос корреспондента "Газеты", Сердюков заявил, что по завершении всех трех этапов в армии будут числиться не более 200—250 штатных священнослужителей и получать они будут не меньше заместителя командира бригады по воспитательной работе.

Зачем религия в школах и армии?

Александр Руцкой, бывший вице-президент России, бывший губернатор Курской области

Ни в одной религии мира мы не найдем, чтобы там учили плохому. Получается, что в моральном и житейском плане это, по сути, воспитание человека. Сегодня люди не боятся никого и ничего, поэтому и нарушают все заповеди и каноны, связанные с моралью. Я еще в 1996 году, будучи губернатором, оказал содействие тем школам, где выразили желание изучать, скажем, Закон Божий. В основном это были православные направления. Присутствие священников в армии — это тоже воспитание. В советское время этим по-своему занимались политработники, и всем понятно, чем все закончилось. Религия существует тысячелетия, и это естество и сущность жизни человека.

Не имеет никакого значения, где сейчас находится этот человек: в армии, в школе или еще где. Правда, и насаждать это тоже не надо. Вот если человек желает сам, тогда ради бога.

Иван Мельников, заместитель председателя Госдумы РФ, первый зампред ЦК КПРФ, член комитета Госдумы по образованию

Что касается самого важного пункта — преподавания основ религиозной культуры и светской этики, то тут важно, кто этим будет заниматься. Если школьный учитель — я не против, если священнослужитель — тут большие вопросы.

В целом мы поддерживаем РПЦ в вопросах пропаганды высоких нравственных ценностей, давно не выступаем против права человека на веру. Однако мы против вмешательства институтов церкви в деятельность институтов общества. А вхождение в школьное расписание, на флот и в армию (при всех разговорах о факультативности, добровольности и многоконфессиональности) — это все же, скажем откровенно, проникновение институтов церкви. Нам скажут: а как нести веру и нравственность, как воспитывать, если оставаться в храмах? Но, простите, в советское время священников в школе, на флоте и в армии не было, но был доброжелательный строй, где без сомнений на пьедестал возводились нравственность, справедливость, коллективизм. Поэтому мы за такие шаги, которые меняют обстановку, меняют условия жизни, а не за попытки сгладить восприятие существующих сегодня норм и правил жизни.

Нафигулла Аширов, сопредседатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман азиатской части России

Было бы желательно, чтобы армия, школа (по крайней мере госучреждения) и подобные институты оставались бы вне контекста какой-либо религии. Религия — это ведь частное дело каждого человека, и к этому принуждения быть не может. С другой стороны, такая тенденция сегодня просматривается, то есть некие лоббистские силы достаточно эффективно проталкивают эти вопросы. Но ведь у нас светское и многонациональное государство, и разделять сегодня нашу армию, скажем, по национальному, конфессиональному или даже региональному признаку — значит, не способствовать ее укреплению и единению. Не хватало еще, чтобы трения между военнослужащими (которым, кстати говоря, доверено и оружие массового поражения) возникали еще и на этой почве. То же самое касается и школ. Ведь религиозные разногласия никогда не сотрутся, потому что каждая религия претендует на исключительность. Короче говоря, если в школах и в армии будет присутствие какой-то одной конфессии, то и мы найдем там свое место.

Александр Проханов, писатель

У меня положительное отношение ко всему этому, ведь церковь не несет в общество, скажем, педофилию, культ стяжательства, насилия, вандализма и тому подобное, то есть все то, что сегодня в огромных объемах несет с собой в Россию человеческое общежитие. Мы погибаем под бременем культивируемой безнравственности и падаем в бездну, потому что у нас исчезают ценности. И для того чтобы остановить этот процесс и нарастающее скотство, власть и хочет ввести церковь в этот страшный прорыв, надеясь на то, что произойдет некоторое смещение представлений. Но когда в еврейском квартале находится один православный, то всегда начинается нытье: мол, как же мы, православные? По-моему, такие вопросы задают люди, очень слабо связанные с той или иной конфессией. Обычно это уже политические игры.

Тот же мусульманин должен радоваться и говорить "хвала Аллаху!", когда в безумную и наполненную духовной проказой русскую школу приходит священник.

© Анастасия Новикова 23.07.2009Первоисточник публикации.