Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Евгений Богомольный: ЖКХ прозрачно от и до

  Заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности — об окончании бесплатной приватизации, второй волне обманутых дольщиков, выселении людей на улицу и пассивности самих жильцов

 

Евгений Исаакович, будут ли продлены сроки бесплатной приватизации жилья, о чем в последнее время ходит много слухов?

— Нет, пока таких предпосылок нет. Законопроекты в Думу поступают, но профильный комитет решил отказать в продлении сроков приватизации.

На сегодняшний день приватизировано 82% жилья. Срок льготной приватизации — до 1 марта 2010 года. Времени достаточно, и все, кто желает, — пожалуйста, пусть приватизируют. После 1 марта 2010 года приватизация будет возможна при согласии собственника недвижимости, и главное — уже по рыночным ценам.

А квартиры, находящиеся в социальном найме, можно будет приватизировать?

— Нет, это законом не предусмотрено.

Сохранится ли возможность деприватизации?

— Срок льготной и приватизации, и деприватизации заканчивается одновременно. Расприватизировать жилое помещение можно будет, только если органы местного самоуправления согласятся взять его на баланс. Но эта услуга будет уже платной.

Второй раз приватизировать такую квартиру нельзя. Каждый человек имеет право приватизировать недвижимость только раз в жизни. Но, например, если квартира записана на жену и она ее расприватизирует и получит большую в соцнайм, то кто-то из других членов семьи сможет приватизировать ее на себя.

Вы были одним из инициаторов Закона «О долевом строительстве», который, в частности, предполагает новую схему банкротства для застройщиков. Недостроенные дома могут теперь выкупаться муниципальными и региональными властями. А достаточно ли у них финансовых возможностей для того, чтобы принять на себя большие объемы недостроя?

— Мы говорим только о том, что у региональных и муниципальных властей появится такая возможность. Будут ли они ее использовать, зависит как раз от того, найдутся ли у них необходимые средства. Но и в тех случаях, где завершением проекта будет заниматься частный инвестор, местные власти должны контролировать, чтобы в первую очередь соблюдались права дольщиков, вложивших свои деньги на первом этапе.

Не секрет, что многие строительные фирмы так или иначе аффилированы как раз с региональными и муниципальными чиновниками. Нет ли здесь конфликта интересов?

— Думаю, что конфликта интересов нет. Конфликт интересов — это ситуация, при которой возникает вероятность нарушения законных прав и интересов граждан. В законопроекте прописано, что муниципалитет в случае наличия соответствующего регионального закона выкупает недострой исключительно с целью соблюдения законных прав и интересов дольщиков, а именно достройки и завершения всех расчетов, выполнения прав требований перед дольщиками.

 Депутаты обещают не допустить «второй волны» обманутых дольщиков

А если дольщиков окажется больше, чем квартир? На практике такие ситуации случаются.

— Времена, когда 200 квартир продавались 300 гражданам, в основном прошли. Сейчас основная проблема — это замороженные стройки. Их надо закончить.

—появится такая возможность. Будут ли они ее использовать, зависит как раз от того, найдутся ли у них необходимые средства. Но и в тех случаях, где завершением проекта будет заниматься частный инвестор, местные власти должны контролировать, чтобы в первую очередь соблюдались права дольщиков, вложивших свои деньги на первом этапе.

Не секрет, что многие строительные фирмы так или иначе аффилированы как раз с региональными и муниципальными чиновниками. Нет ли здесь конфликта интересов?

— Думаю, что конфликта интересов нет. Конфликт интересов — это ситуация, при которой возникает вероятность нарушения законных прав и интересов граждан. В законопроекте прописано, что муниципалитет в случае наличия соответствующего регионального закона выкупает недострой исключительно с целью соблюдения законных прав и интересов дольщиков, а именно достройки и завершения всех расчетов, выполнения прав требований перед дольщиками.

А если дольщиков окажется больше, чем квартир? На практике такие ситуации случаются.

— Времена, когда 200 квартир продавались 300 гражданам, в основном прошли. Сейчас основная проблема — это замороженные стройки. Их надо закончить.

Скажите, а нужно ли будет перезаключать договоры соинвестирования, если стройку будет заканчивать другая фирма или местные власти?

— Нет. Поэтому мы с сожалением говорим о том, что по Закону «О долевом строительстве» заключается не так уж много договоров. Потому, что это единственный способ полностью защитить права инвесторов. И мы подготовили поправки в законодательство, которые признают все другие схемы незаконными.

То есть будут запрещены популярные вексельные схемы, договоры мены и так далее?

— Именно. Сегодня существуют еще и потребительские ипотечные кооперативы, потребительские кооперативы граждан — чего только не придумали. Все это незаконно, и за использование таких схем будет предусмотрен серьезный штраф.

В условиях кризиса ипотека практически встала. Может, стоит ускорить принятие закона о стройсберкассах, которые во многих странах составляют конкуренцию классической ипотеке?

— Закон о стройсберкассах на сегодняшний день находится на рассмотрении в профильном комитете Госдумы. Вопрос сложный, требующий глубокой проработки, потому что государство не может допустить создания новых «пирамид». Но мы надеемся, что в ближайшее время законопроект все-таки будет вынесен на рассмотрение парламентом.

Вы предлагаете перейти к принципам саморегулирования в сфере ЖКХ, потому что управляющие компании (УК) неправильно используют деньги, собираемые с граждан, — объем таких злоупотреблений превышает 1,2 млрд руб. Но что помешает нецелевым образом расходовать средства, которые собирает с граждан саморегулируемая организация (СРО)?

— Проблема в том, что сегодня на рынке работают управляющие компании, которые принимают платежи, но не расплачиваются вовремя с поставщиками. Создать УК может любой — достаточно уставного капитала 10 000 рублей, — а с людей собирают миллионы. Идея состоит в том, чтобы УК объединялись в саморегулируемые организации. Такие организации несут материальную ответственность за своих членов, для чего они создают компенсационный фонд и страхуют риски. Если УК вдруг соберет с людей деньги и исчезнет с рынка, то СРО расплатится с поставщиками из этих источников в том объеме средств, который был собран с населения.

Может, все дело в непрозрачности схем оплаты за услуги ЖКХ?

— Они прозрачны от и до. Из того, что мы платим за жилье, 70% — это тарифы, которые утверждаются на федеральном или региональном уровнях либо муниципалитетами. Остальные 30% — это капитальный ремонт, содержание дворников, консьержей, электриков. У каждого ТСЖ свой расчетный счет, и никто не имеет права сваливать его деньги в общий котел, как это было раньше. Как тратить средства, решает ТСЖ, а не мэрия.

Вы предлагаете поправки в законодательство, которые в некоторой степени облегчат процедуру выкупа государственного и муниципального имущества субъектами малого предпринимательства. Между тем большинство из них волнует вопрос не столько выкупа (на это все равно недостаточно денег), сколько аренды. Естественно, предприниматели в первую очередь недовольны 108-м законом, который обязывает проводить конкурсы при перезаключении договоров аренды государственного и муниципального имущества. Не пора ли как-то скорректировать эту норму?

— Этот закон вступает в силу с 1 июля 2010 года, так что не будем торопиться. Тем более что государство предлагает альтернативные возможности. Например, создание бизнес-инкубаторов, учреждение специального фонда муниципальной недвижимости для сдачи его в аренду именно малому бизнесу. Кроме того, в самом Законе «О защите конкуренции» есть статья, которая позволяет государству и местным властям поддерживать малые предприятия, осуществляющие приоритетные виды деятельности, на такие предприятия требования по проведению аукционов не распространяются. Данная поддержка выражается в государственной или муниципальной помощи (ст. 19 ФЗ «О защите конкуренции»).

Наконец, не могу не задать один из самых острых вопросов последнего времени: можно ли как-то откорректировать Жилищный кодекс, чтобы нельзя было выкидывать на улицу из-за долгов по ипотеке хотя бы многодетные семьи?

— Специально для помощи семьям, которые сегодня не могут выплатить ипотечный кредит по причине потери работы из-за кризиса, было создано Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК). Да и банкам в кризисный период невыгодно держать на балансе квартиры бывших заемщиков. Если же семья примет решение о том, что выплачивать ипотечный кредит даже с помощью рефинансирования невозможно, то она может встать на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма. Условия постановки граждан на такой учет детализированы законами субъектов (какой должен быть уровень дохода, нормы жилплощади и т.п.).

© Юлия (Мартовалиева) Полухина 09.07.2009Первоисточник публикации.