Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

«Пластилин под названием 'среднеобразовательная школа'»

 Школа, в существующем на данный момент времени, предназначена не для образования ребенка, а для его социализации. Эта социализация направлена на то, чтобы дети твердо усвоили общественную иерархию, приучились подчинению старшим по возрасту, а впоследствии подчинялись старшему по званию или должности.

Следствием этого является то, что уже будучи взрослыми, люди все время ожидают инструкций, приказов, распоряжений, становятся инфантильными. Виной тому не плохие учителя - подавляющее число их добрые люди, любящие детей и  желающие им добра, а использующая их школьная система. Любовь и беспредельное счастливое доверие связывают ребенка с родителями до момента "сдачи" его в детский сад, а потом в школу. Внешне все выглядит нормально. Родителям нужно зарабатывать деньги на жизнь.

Но на самом деле это внутренняя катастрофа для ребенка.

Новый уклад жизни, выстроенный на механических принципах, не берущий во внимание индивидуальность ребенка,частенько неоправданно жестокий, но в основном равнодушный, некоторое время внимательно изучается им, а потом начинает забирать его от родителей. И т.к. родители сами с улыбкой отвели его туда, а он им безгранично доверяет, то происходящее с ним воспринимается с покорностью. Так надо, так устроен мир, и родители не могут ничего с этим сделать, участвуют в этом механизме, и от них мало что зависит - они винтики и он вырастет, и тоже будет винтиком.

Когда мы передаем ответственность за своего ребенка Системе, ее способу формирования, структурирования его, мы тем самым отталкиваем его от себя и принуждаем подчиниться ей. Мы попросту рвем тонкие связи и настройки, связывавшие нас, создававшие атмосферу взаимоуважения и доверия.

В его жизни возникает кризис, нечто непонятное его чистому детскому восприятию, совершенно искусственное, прикрытое красивыми словами о знании, начинает урезать его возможности, пресекать естественную пытливость, ограничивать, замыкая в очень узкий диапазон общепринятых стандартов безграничные возможности, не вмещающиеся в предлагаемые ему тесные рамки. В итоге ребенок теряет собственную волю, становясь потухшим и потерянным.

Первая трещина ложится на сердце.

Подростковые безысходность и тоска, возмущение и протест от непонимания родителями возникают именно тогда. К подростковому возрасту сформировывается индивидуальное витальное тело и начинает формироваться ментальное тело, с помощью которого он наконец осознает образовавшийся энергетический разрыв (а для него это выглядит как предательство) с родителями. Разрыв неизбежен, т.к. родители "отдают" ребенка учиться, устраняясь, т.е. перестают питать энергетически, пока он находится в школе. Т.к. никто не понимает, что происходит на самом деле, обратного движения нет и пустота закрепляется. Она-то и терзает его в подростковом возрасте, когда он открыто заявляет, что родители не понимают его.. Но постепенно угасает и протест, потому что Система уже слишком крепко держит его в своих объятиях. И он становится таким же как все, лишенным воли и несчастным, готовым стать обычным взрослым человеком.

Да, что здесь рассказывать. Каждому есть, что сказать на сей счет.В результате больше половины детей и родителей к окончанию школы чувствуют взаимную отчужденность.

И так происходит очередная передача новому поколению пустоты, безнадежности, одиночества.  Отдельная тема - это сам процесс обучения в школе, вызывающий торможение мысли и приучающий к праздности и безделию. С нашего молчаливого согласия ему навязываются обстоятельства очень неестественные, часто полностью противоположные тому, к чему он приучался перед этим.

И он должен преодолевать все это, загнанный в искусственные и ненормальные условия жизни: подолгу сидеть неподвижно, когда в его возрасте основа развития - движение, приучаться к абстрактному мышлению, когда в первых классах основа его мышления - образ и образность, проводить полдня в этих условиях в школе, а потом продолжать проделывать почти тоже самое дома, готовя домашнее задание, а назавтра еще раз сидеть неподвижно и опять слушать все то же самое, как отвечают другие. И весь этот навязанный ему груз ложится на его детскую психику, уродуя и калеча ее постепенно и незаметно для глаза.

Может быть в маленьких сельских школах дела обстоят несколько лучше. Обстановка ближе к семейной. Но родителей живых никто не может заменить А так же дедушек и бабушек.

Между тем согласно опросу, проведенному в Москве около 30% опрошенных высказали желание жить в сельской местности, на природе. Год назад эта цифра была около 15%.

Очень многие, как препятствие этому назвали отсутствие там школы и невозможность дать образование детям.

И не стоило затевать этот разговор, если бы не было решения этой проблемы.

Альтернатива школе - семейное обучение

"Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье" (пункт 3 ст.52 Закона РФ "Об образовании").

В 1994г. Министерством образования принят к исполнению приказ №225 "Примерное положение о получении образования в семье", в котором декларируемые законом права приобрели конкретную форму. И хотя система в дальнейшем сделала все, чтобы как можно меньше людей об этом Положении узнало, а тем более применяло в жизнь, остановить стремление родителей самостоятельно обучать своих детей, уже было невозможно.

Примерно в то же время принимается "Положение о получении общего образования в форме экстерната". Уже сейчас различные формы экстерната практикуют примерно 5% школьников России и около 15% в Москве.

В каждой районной Управе в отделе по образованию есть специалист по семейному образованию. В случае недоразумений у него всегда можно получить поддержку, и узнать что-то по интересующему вопросу.

Для перевода ребенка на семейную форму обучения достаточно написать на имя директора школы, в которую ходит ребенок, простое заявление, примерно такого содержания:

"В соответствии с законом "Об образовании" Российской федерации и приказом Министерства образования №225 от 27.06.94 "О получении образования в семье" просим Вас перевести нашего сына /нашу дочь/ ФИО, ученика/цу/ такого-то класса, на семейную форму обучения".

Зарегистрировать в канцелярии школы  во  избежании  "случайной" утери.

С момента регистрации заявления ваш ребенок уже учится дома. Встречаться с директором школы, чиновниками из управления образования и объяснять причины перевода вы не обязаны.

Причем такое заявление вы вправе отнести в школу в любое время учебного года.

Далее администрация школы должна вызвать вас для оформления договора, в котором вы согласуете количество аттестаций и их периодичность. Обычно это по полугодиям или один раз в год - как договоритесь.

И так у нас появляется реальная возможность вернуть себе отданную на сторону ответственность. Это требует определенного мужества и внутренней решимости, чтобы вновь взять на себя ответственность, на этот раз за обучение, услужливо отнятую системой народного образования.

Зато теперь у нас появляется возможность преподнести ребенку драгоценный дар: поддержать и развить в нем любовь к учебе, естественную тягу к постижению мира, на которой и стоит настоящая любовь к учебе и знаниям. Дать ему возможность развивать свои свойства и способности, поддерживая и поощряя его к самопознанию, что и будет главным вкладом в его воспитание и обучение.

В современной системе обучения это практически исключено, поскольку существует жесткая программа, которой все дети должны соответствовать, и индивидуальность принесена в жертву единообразию.

Самый сложный момент - это решиться родителям.

Вспомнить, что уж там такого сложного было в школе?

Если пробежать мысленно по всем предметам, то нужно признать, что ничего необыкновенно сложного и не было. В основном информация для запоминания.

Обычно родители боятся, что "не специалисты" и не смогут чего-то там объяснить. Но если спокойно вспомнить все предметы по очереди, то очевидно, что все элементарно. В конце  концов можно и освежить кое-что в памяти, тем более, что время будет. Вспомните эти смехотворные объемы, которые каждый день задают в школе, но как-то умеют изуверски растягивать во времени до устрашающих размеров.

Интересно, что если ребенок уже ходил в школу, а потом был переведен на семейное обучение, то первое время он придерживается школьной схемы. Учит по одному параграфу, тупо, каждый  раз, а на следующий день пытается отвечать, как в школе. Требует от родителей, чтобы они дали ему задание на завтра.

Но настает день, когда он понимает, что спокойно может один день изучать математику сразу за всю неделю или даже месяц, или историю, а это уже интересно, т.к. получается развитие темы, что детям и интересно. Дробное изучение по кусочкам действует на них угнетающе, потому что кажется застывшим и скучным и потому плохо запоминается. Юный пытливый ум с легкостью усваивает огромные объемы информации, если в ней есть своя линия развития, по которой легко и без усилия движется интерес ребенка. Образное мышление легко охватывает масштабные картины мира. Искусственное дробление мира вызывает у него неприятие и в виде протеста тупость.

Постепенно он начинает осознавать, что может распоряжаться временем так, как это удобно ему.

И наконец настает счастливый день для родителей, когда им объявляют, что он сам составил себе программу занятий. Отныне он сам ходит в школу и договаривается с учителями, когда и сколько сдать. Родителям же он рассказывает, что ему интересно или где что-то противоречит чему-то и что они думают по поводу того-то.  И здесь уже задача взрослых общаться с ним на равных, потому что именно так это начинает делать сам ребенок.

 Если же ребенок сразу оказался на семейном обучении, то естественно первое время нужно будет его обучать грамоте и арифметике.

Понадобится определенное время, чтобы ребенок уяснил, чего от него хотят. Это зависит от многих факторов. Но самостоятельный подход к самообучению будет более легким для него, т.к. не будет периода ломки, когда исчезает внешнее давление Системы и открывшаяся свобода начнет не без трения преобразовываться во внутреннюю дисциплину.

Семейное обучение вовсе не исключает занятий с преподавателями.

Наоборот общение с интересным и знающим человеком дает толчок в развитии.

Но это совсем не то, что происходит в школе. Ведь для нас важен индивидуальный подход, максимальное включение потенциала ребенка, а не удушение его равнодушием.  Еще одна сложность - это то, что кто-то из родителей должен находиться рядом с ребенком. Когда появляется уверенность в правильности решения, хотя внешне кажется, что это невозможно, многие замечали, что обстоятельства начинаются складываться в вашу пользу.  Можно как-то смещать свой рабочий день по очереди. Не страшно, если ребенок побудет 1-2 часа один,  что, кстати,  им очень нравится. По мере взросления этот промежуток можно увеличить. В  общем родителям придется некоторое время крутиться.

Понадобится некоторое время, чтобы окружающие привыкли к новому статусу ребенка.  Главный аргумент противников семейного обучения это то, что всем кажется, что ребенка лишают общения со сверстниками. Трудно возразить сразу. Но нужно отметить, что это все же не так.

Очень мало случаев, когда после школы люди продолжают свое общение, или продолжилась бы школьная дружба. Так, что школьное общение все-таки носит принудительный характер. Я расспрашивала своих знакомых, дети которых ходят в школу. Оказалось, что почти у всех детей друзья не являются одноклассниками.

Семейное обучение не для того, чтобы сидеть дома взаперти, а  для того, чтобы освободить ребенка от рутины, научить распоряжаться своими внутренними ресурсами и освободить время для занятий тем, что ему интересно.

А уж интересно ему очень многое.  И если освободить его от обесточивающей Системы, то у него будет энергия для нахождения друзей и осуществления своих планов и интересов. Ну а родители, как лучшие друзья, всегда будут участниками его жизни.

© www. planet-kob.net.ru 21.05.2009Первоисточник публикации.