Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Возможно ли созидать новое в г. Лесном?

  Глобальный финансово-экономический кризис, потрясший планету осенью 2008 года, углубившийся в 2009 году и неопределенный по развитию дальнейших сценариев не оставил в стороне и Свердловская область – один из ключевых регионов страны по концентрации промышленного и научного потенциала. Тревожен тот факт, что кризис «зацепил» города ЗАТО – закрытые территориальные образования (в Свердловской области это - г. Лесной  и г. Новоуральск), ответственные за выпуск современной ядерной продукции, а значит, и обороноспособность России.

 Г.Лесной

В г. Лесном – одном из стратегических пунктов России, кризис приближается к зоне бифуркации, и, невзирая на внешнее благополучие города, может перерасти в вялотекущий системный, - обеспечив Лесному «режим с затуханием» на годы вперед… - Возможно ли своими силами справиться с кризисом городам ЗАТО? Нужна ли здесь помощь федеральных структур или достаточно точных управленческих решений и действий изнутри? На эту тему рассуждает Первый зам. Главы администрации г. Лесной Виктор Васильевич Гришин:

    На фото: крайний слева – Первый зам. Главы администрации г. Лесного В. В. Гришин.

- На сегодняшний день ЗАТО – это несколько другая, специфическая форма управления территориями, почему и существует отдельный закон о ЗАТО, но, к сожалению, этот закон не кореллируется с бюджетным кодексом, а, самое главное не коррелируется до конца со 131 законом ФЗ не расширяя наши возможности, как ЗАТО. Например, ЗАТО Челябинской области гг. Снежинск, Озерск имеют ряд полномочий, которые им передал субъект (Правительство области). Они на своих территориях законодательно устанавливают некоторые правила жизни своих горожан. Необходимо вносить дополнения в закон о ЗАТО. Мы каждый год отправляем свои предложения в ассоциацию городов ЗАТО для рассмотрения в Государственной Думе, «но воз и ныне там…»

На сегодняшний день, согласно закону о ЗАТО, градообразующее предприятие должно 2% своей прибыли перечислять в орган местного самоуправления для развития городского хозяйства. В законе о ЗАТО это есть, а в бюджетном кодексе – нет, в налоговом кодексе – тоже нет… Кроме того, на нужды городского хозяйства комбинат «Электрохимприбор» должен перечислять 10% от объемов вводимых в эксплуатацию новых производственных объектов, но это также не делается из-за неувязок с законодательством.

Передайте нам полномочия, которые зависят от области, - и мы эффективнее будем решать вопросы и качества жизни населения, и социально-экономического развития города.

- В последнее время, в связи с реструктуризацией Росатома, внутренними системными проблемами на градообразующем предприятии и утратой  высококвалифицированных кадров,  комбинат «Электрохимприбор» начал терять в городе функцию аттрактора (механизм, способный обеспечить режим притяжения, направить развитие системы в заданных состояниях). В целом, здесь нет ничего неожиданного, ведь комбинат создавался в советское время по приказу Берии,  и во время холодной войны с Америкой блестяще выполнял свои задачи. Однако, в связи с разрушением СССР, произошла трансформация ВПК и предприятия обороны были частично переориентированы на выпуск гражданской продукции, что повлияло на их устойчивость и адаптивность. В то же время г. Лесной за годы существования стал прекрасным, современным городом, объекты которого функционируют независимо от предприятия. Для того, чтобы структурный кризис в городе не перешел в системный, важно наличие нового аттрактора, то есть структуры, способной сконцентрировать творческие, интеллектуальные и социально-экономические ресурсы города.

- Это ключевой вопрос на сегодняшний момент, и как Вы видите его разрешение?

- В.В. Гришин - Да, мы прекрасно понимаем, что на комбинате происходит реструктуризация, и комбинат «Электрохимприбор» будет делиться на основное и неосновное производство, и понятно, что в связи с трудностями реструктуризации комбинат аттрактором являться не может.  Важно, чтобы на предприятии была создана программа развития до 2020-го года. Судя по тому, что часто стало приезжать сюда руководство Росатома, этот вопрос начал сдвигаться с места, и от затишья перешел в фазу принятия решений. Поэтому, естественно, и это видит и Глава администрации, Сергей Викторович Щекалев, аттрактором может быть только орган местного самоуправления. Мы рассматриваем вопрос, как запустить производство на инновационных площадках, как дать новый виток инновационным технологиям, нано-технологиям, но уже не на базе комбината мы рассматриваем, а с участием комбината и с участием Росатома. Мы подбираем сейчас такие проекты, в которых на равных могли бы участвовать Правительство Свердловской области, комбинат «Электрохимприбор», Росатом и частный инвестор. Эта работа проводится под эгидой городского округа.

– Ну, насколько известно, это пока – только поиски…

В.В. Гришин – Да, этот процесс идет не так быстро, как бы нам хотелось, но для того, чтобы все выстроилась, нужна глубокая проработка этого вопроса и стратегия развития. Но пока нет стратегии развития комбината до 2020 года, мы не можем написать нормальную, глубокую стратегию развития города.

- Правительство области, насколько известно, обязало подготовить стратегию к 1 марта по заранее заготовленному функциональному каркасу, исключающему высшую аналитику, без научного  анализа трендов развития, закономерностей, противоречий. То есть требуется не стратегия, а по сути – модель стратегии, в связи с чем не будет решена главная задача: пути перехода от линейно-функционального – к стратегическому управлению. Мне удалось встретиться с зам. министра экономики Правительства области В. Н. Киселёвым, и он высказал мысль, что у муниципалитетов достаточно полномочий, чтобы разработать свои, технологически-обоснованные, варианты стратегии. Возможно ли в будущем творчески доработать стратегический план развития МО г. Лесной?

В.В. Гришин - стратегия – это не догма, это не статистический документ,  в него можно внести любые коррективы, добавить любую главу. А сейчас, в связи с отсутствием времени, мы вынуждены подготовить функциональный вариант стратегии. Хотя моя позиция такова – стратегия должна быть с элементами высшей аналитики, глубокой и перспективной по своей методике.

- Возможно ли собственными усилиями поднять качество управления внутри муниципалитета? Ведь не секрет, что одной из причин кризиса является раскачка деструктивных социальных эффектов, в частности, так называемого эффекта «пьяного», когда цели управления не сопрягаются с целями системы, со смыслом ее существования, а направлены на эгоцентричные, конъюнктурные, а порой, и корыстные цели чиновников. Когда рассогласование параметров целей системы и целей управления принимает предельно допустимое значение, система «шарахается» в противоположную сторону (аналогично «пьяному», потерявшему ориентиры на своем пути), и начинается лавинообразное нарастание процессов деградации.   В случае кризиса, начинающего раскачивать города ЗАТО, в том числе г. Лесной, у города только два пути – либо – саморазрушение, к которому приведут ошибки управленцев и инерционный  путь движения «по кругу»; либо – самотрансформация и выход на новое качество развития.

В.В. Гришин - Я согласен, что нужны новые подходы в управлении, и нашим управленцам рекомендуется раз в три года проходить обучение в Уральской академии государственной службы. И естественно, согласно тем приоритетам, которые озвучил Президент Д.А. Медведев в Послании Федеральному собранию: «концепции четырех И – Институты, Инновации, Инфраструктуры, Инвестиции, и пятая составляющая – Интеллект»,  к нам должны приходить люди нового поколения. Но пока они не появляются, потому что уровень подготовки академической науки отстает от тех требований, которые выдвинуты на повестку дня.

- Разве у чиновника не должно быть внутренней инициативы для повышения собственного потенциала, в конце концов, ответственности перед обществом? Вот Вы, например, третий год проявляете активность к обучению и сумели освоить навыки системного управления, невзирая на каждодневную «текучку» и порой, отнимающую все силы хозяйственную нагрузку. Так в чем Вы, как управленец, видите цель существования нашего города?

В.В. Гришин - Вот у нас есть памятная стела, и на ней четко и ясно написано «что город был создан для производства современного оружия».

- Это – технологическая задача, а не цель, определяющая смысл жизни городского округа.

В.В. Гришин - Из этой задачи выходит и цель: делать это оружие высококачественным, высокоточным, с нормальным кадровым потенциалом, а самое главное, обеспечив при этом достойное проживание горожан.

- Достойное проживание горожан – это пиаровский лозунг многих предвыборных компаний, красивое обещание «светлого» будущего...

В.В. Гришин - В связи с тем, что мы меняем аттрактор на базе научного потенциала, который работал на оборону, мы пытаемся создать такую структуру в городе, которая бы показала как раз, что интеллект военно-промышленного комплекса совместно с новым (инновационным) подходом способны практически превратить город в инновационный  творческий центр, своего рода, Силиконову долину, с многопрофильным производством, нано-технологиями, высокой культурой. Где бы молодежь чувствовала себя востребованной, считала за честь остаться в городе, а не бежала из него. То есть, вот цель – к которой нужно стремиться…

- Другими словами, созидание нового качества жизни. Нужно, чтобы город созрел для самотрансформации, и людям стало интересно жить, чувствуя свою полезность и для общества, и для – Родины. Чтобы у каждого лесничанина появился смысл жизни.  Но, на самом деле в городе, как впрочем, и во всей России, проявляется жесткий «социал-дарвинизм» (или «Закон джунглей» - «слабому – кость!»). Пока человек - сильный, пока имеет хорошую должность или зарплату – он защищен. Как только человек попадает в трудную ситуацию, - он начинает сталкиваться с суровыми реалиями нашей действительности, чувствуя свою беспомощность и ненужность.

Ученые, изобретатели, которые еще остались в городе, - все волонтеры, и устав годами оббивать пороги чиновников, потеряли надежду в то, что здесь можно реализовать что-либо практически. Мы с Вами почти три года занимались мониторингом инновационной среды и попыткой создать инновационное подразделение, но энтузиазм волонтерский у меня иссяк. Из-за вязкости бюрократической машины ситуация почти не сдвинулась с места, хотя Глава администрации утверждает, что он «старается», и предлагает и дальше трудиться на «альтруистской основе».

Суть в том, что понятийный аппарат наших управленцев ориентируется на представления индустриального, а не – информационного общества, когда ключевым фактором развития в XXI столетии становится информация, новые технологии, управление знаниями и интеллектуальным капиталом. В городе Лесном есть интеллектуальный капитал, способный мыслить и созидать, но нет ресурсов для его реализации. Единственное, что удалось сделать – создать Фонд поддержки предпринимательства и инновационного развития, но он пока не работает…

В.В. Гришин - Да, мы создали Фонд, но он пока не работает, и это – лучше, чем – ничего. Конечно, чтобы Фонд заработал, нужно, чтобы прошел какой-то период времени. И руководитель этого Фонда должен пройти какое- то обучение, и специалисты Фонда должны иметь современный уровень подготовки.

- Во время семинара по антикризисной тематике, который удалось все-таки провести для наших управленцев, мною была высказана мысль, что единственный сценарий, который позволит городу в условиях кризиса и реструктуризации не войти «в режим с затуханием» - это сценарий многопрофильного развития. Мэр С.В. Щекалев не согласился со мной, утверждая, что «развитие в городе есть – это строительство домов, хорошее образование в школах, отсутствие роста безработицы».

Но развитие – это непрерывное изменение, и не каждое изменение – есть развитие. И именно управление изменениями, а не просто констатация позитивных фактов, способны привести к динамике развития, даже в условиях кризиса. Как уже подчеркивалось, нужно избавляться от «эффекта пьяного» в процессах управления, а это возможно лишь в результате управления изменениями и противоречиями. Академик, научный руководитель Национального института развития, С. Глазьев считает: «…что выход и из нынешнего экономического кризиса будет сопряжен с резким подъемом инновационной активности и становлением нового технологического уклада. Из этого следует, что самой эффективной антикризисной мерой было бы кардинальное увеличение финансирования НИОКР и всемерное стимулирование инновационной активности. Поэтому я также считаю, что именно нововведения и внедрение инноваций способны преодолеть депрессию».

В.В. Гришин - Да, я согласен с  тем, что в городе необходима динамика развития, главное, чтобы было ядро в городе инициативных людей, была бы рабочая аналитическая группа, способная заниматься этой проблемой, но не - на волонтерских началах. Мы так и планировали, чтобы на профессиональной основе нарабатывать инновационные процессы, но, к сожалению, пока это не получилось.

В связи с тем, что элементы кризиса коснулись и нас, мы понимаем, что задача номер один – не только выжить, но и в этих условиях попытаться созидать. Для себя я решил, что я должен помогать людям, которые оказались в трудной ситуации; но кроме всего прочего должен научиться созидать новое. Только выживать, только выстаивать -  этого мало. Как говорил Мао Цзэдун: «Когда дует ветер перемен, надо строить не изгороди, а ветряные мельницы»!

Нужно обучать, а точнее, переобучать наших управленцев новым подходам и новым методологиям, в частности, используя и методы Вашей научной школы управления противоречиями (на базе принципов гомеостатики). Есть смысл это организовать через Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области Е.А. Копеляна. Включить в его программу семинары и тренинги не только для предпринимателей, но и – для управленцев. Ведь на данный момент он решает узкопрофильные задачи, а поскольку мы создали Фонд поддержки предпринимательства и инновационного развития, мне бы хотелось, чтобы специалисты Вашей направленности помогали обучать муниципальных служащих новым методам управления. Но для того, чтобы реализовать весь спектр задач (и стратегических и инновационных) важно наличие в городе инициативного ядра, способного генерировать новые процессы и поддерживать их в творческом горении!

                                                                                                                     

© Галина Морозова, специалист по риск-менеджменту и системному управлению. г. Лесной, Свердловская область 10.04.2009Первоисточник публикации.