Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Малый и средний бизнес – парус экономики России

Сегодня, когда на мировых рынках разразился финансовый кризис, руководители государств и правительств в очередной раз обратили свои взоры на малый и средний бизнес. Джордж Буш огласил, а Сенат поддержал, программу по снижению налогов для малого и среднего бизнеса. И у нас о поддержке малого и среднего бизнеса говорят все. От Президента и до самого мелкого чиновника. Оно и понятно, ведь, малый и средний бизнес, помимо наполнения бюджета выполняет еще множество социальных задач. Это и рабочие места, и услуги населению, в тех сферах жизни, куда крупный капитал никогда не пойдет, и реальная борьба с бедностью. Помимо этого малый и средний бизнес может быть самым эффективным мотором российской экономики. Именно малому бизнесу присущи такие качества, как мобильность и эффективность, столь необходимые современной российской экономике. Обратили внимания на положение малого бизнеса и в Свердловской области. На улицах городов появились рекламные плакаты с призывами поддержать малый бизнес и о том, что малому бизнесу пора расти. Расти то ему давно пора, да вот  что­то он сам не особо растет. И уговорами тут не поможешь. Необходима ясная картина проблем, с которыми сталкивается малый и средний бизнес, и конкретная государственная программа поддержки малого бизнеса, а не общие декларации. Я уже неоднократно писал о проблемах малого и среднего бизнеса, но здесь не лишним будет повторить. Основные препятствия роста малого бизнеса, в принципе известны. Первое, что бы я выделил, из ряда первоочередных проблем, которые необходимо решить – это административные барьеры.

На каком бы уровне сегодня не говорили о перспективе развития малого бизнеса, и не только малого, обязательно отмечают, как одно из негативных явлений тормозящих развитие бизнеса – наличие «административных барьеров». Об этом явлении говорят бизнесмены и чиновники, на эту тему проводят опросы и исследования, журналисты, в своих газетах и журналах, приводят множество фактов, подтверждающих наличие пресловутых «административных барьеров». Без упоминаний об этой проблеме не обходится ни одна конференция, ни один экономический форум, и все призывают бороться с этим злом. В общем, все борются, а «административные барьеры», как были, так и продолжают существовать, принося немалый вред бизнесу и огромный куш их устроителям, все, более перерастая в чиновничьи бизнес.

Так что же это за непобедимое зло? Всем миром боремся, а никак не одолеем! При этом все, как бы, осознают, что «административные барьеры» зло, которому необходимо противостоять. Но вот в чем они выражаются, как показывает практика, не каждый может и объяснить. Так что стоит, прежде чем бороться с «административными барьерами», выясним, что это за «зверь» такой, где он живет, что его порождает и чего он опасается. Если присмотреться к нашей действительности, то вполне можно разглядеть этого «зверя», похожего на трехглавого и огнедышащего дракона, одна голова которого извергает огненное пламя, в виде нормативно­правовой базы для бизнеса, вторая – налоговое законодательство и финансовую политику в стране, а третья осуществляет непосредственное администрирование. А все вместе они сжигают экономику страны и наше будущее. Сжигают! И по­другому, все эти действия, оценить никак нельзя. Такие результаты показывают и исследования Свердловского областного комитета государственной статистики: «...35% малых предприятий работают менее двух лет, 27% – от двух до 5лет, 38% – более пяти лет, 16% – более 8 лет, и только 0,5% предприятий осуществляют свою деятельность свыше 10 лет». Данная статистика говорит сама за себя. В существующей агрессивной среде, когда все делается в интересах крупного капитала, сросшегося с государством, бизнес не может нормально развиваться. Он чаще всего гибнет еще в «младенческом» возрасте.

В такой ситуации, на мой взгляд, имеется два наиболее приемлемых способа действий. Первое – это растить «Ильей Муромцев», которые встанут на защиту «младенческого» бизнеса, а второй, – вразумить две первые головы и отрубить третью голову, создающую «административные барьеры», чиновничий бизнес и теневую экономику. А о том, что в первую очередь необходимо устранить «неоправданные» административные барьеры, вам скажет любой предприниматель, так как именно они, ежедневно сталкиваются, с этой головой дракона. «По оценке авторитетных экспертов, – как гласит «Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства Свердловской области на 2002–2015 годы», – каждый десятый рубль предпринимателями тратиться на преодоление административных барьеров, выстроенных властями различного уровня при ведении субъектами малого предпринимательства хозяйственной деятельности».

Весьма наглядная картина сложилась у активистов «Опора России», после проведенных исследований, которые охватывали и Свердловскую область, и составления Рейтинговой карты нарушений прав предпринимателей. «Малое предприятие тратит на преодоление административных барьеров в среднем до 10 тысяч рублей и до 70 часов на одного работника в год. Предприятие в 20 человек фактически должно иметь специалиста по «барьерам» (то есть взяткодателя)».  На основании этих исследований можно подсчитать и чиновничий «улов» от «барьеров». При 360 тысяч работающих в Свердловской области мы получим сумму, ежегодно идущую на взятки, в 360 миллионов рублей, и 18 000 «специалистов» по барьерам. Одним словом – «Уралмаш» для чиновников. Развалив, реально работающий, «Уралмаш», чиновники создали свой теневой «Уралмаш», работающий на их карман.

Так что же такое «административный барьер»? Почему он возникает и в чьих он интересах? На мой взгляд – это, прежде всего корыстный интерес конкретного чиновника, который при исполнении служебных обязанностей, стремится, прежде всего, получить свою личную выгоду, а порой и коллективную. Он может выражаться как в действии, так и в бездействии должностного лица, служащего, чиновника (например, проверка – действие, бумажная волокита – бездействие). И все это делается с одной целью – создание видимости существующих препятствий в решении вашего вопроса, создание искусственных проблем в вашем бизнесе, с намеком на то, что «все проблемы можно решить» за определенную сумму, либо откровенное вымогательство взятки. Здесь заинтересованность может проявляться как в прямой форме: «даешь деньги – получаешь добро», так и в косвенной – «не сообразил вовремя подмазать» – получи отказ.

Наша чиновничья машина, по извлечению денег из карманов граждан, работает, в отличие от экономики, четко и безотказно. В ней нет никакого хаоса, а размер «отката» определяется строго по рангу. Мелкий чиновник довольствуется мелким подношением (борзыми щенками), да благодарностью и расположением начальства, если он «загоняет» в сети чиновнику, выше рангом, более крупную «рыбешку», ссылаясь на невозможность решения вопроса на своем уровне. Чиновники же занимающие значимые посты получают и соответствующие «откаты», где фигурируют крупные фирмы, контракты, счета в зарубежных банках, виллы на Лазурном берегу и т.д. Одним словом система исправно работает, а все ее участники сыты, повязаны и довольны. Вот только одно не учитывается, что система эта паразитическая и действует разрушающее на экономику всей страны, а это неизбежно ведет к экономическому и политическому кризису. И еще не известно: выйдем ли мы из этого кризиса как сильная и монолитная страна, или расколемся на множество мелких государств марионеток, и попадем в зависимость от более сильных государств.

Поэтому, на мой взгляд, было бы правильнее под термином «административные барьер» признавать противоправные проступки, подпадающие под административный либо уголовный кодекс. Поскольку они совершаются людьми, наделенными государственной властью, то такие чиновники не только нарушают права конкретного предпринимателя, подрывая веру в законность и справедливость, но и подрывают экономические основы государства. Только вдумайтесь, сколько бюджеты всех уровней недополучают средств, в результате существования «административных барьеров». И пора перестать говорить о «неоправданных» или «необоснованных» административных барьерах, а четко и недвусмысленно заявить, что всякое препятствие со стороны чиновников есть нарушение закона и должно преследоваться по закону.

Предприниматели прекрасно понимают, и ясно видит законность своих требований. Законный отказ они никогда не назовут «административным барьером». Предприниматель воспринимает «административный барьер», только как противоправное в отношении него действие или бездействие. И если мы, сегодня, не будем подходить к «административному барьеру», как противоправному деянию, как к нарушению закона, то определим себя на вечную борьбу с «неоправданными», «необоснованными» «административными барьерами». На борьбу, до тех пор, когда они не задушат экономику.

Вторая проблема, которую необходимо решить, и решить ее можно – это работа финансовой системы страны, если не выдумывать проблемы и не пытаться спасать мир от финансового кризиса, за счет России. Сегодня мы сталкиваемся, в виду ущербности, действующей финансовой политики, с двумя главными препятствиями: дорогие кредиты и инфляция. О том, что кредиты под 20% это, по сути дела, грабеж, думаю даже доказывать не надо. Но для малого и среднего бизнеса не меньшим злом является инфляция. Именно малый и средний бизнес существует в острой конкурентной среде, где невысокая норма прибыли, в какой­то степени компенсируется скоростью обращения. Но как угнаться за постоянно растущими тарифами на электричество, газ, железнодорожные перевозки? Если естественным монополиям позволяется одномоментно взять и поднять тарифы, или установить дополнительные поборы за подключение к сетям, как это сделано для энергетических компаний, то в условиях конкурентной борьбы таких привилегий не предоставляется. Поэтому от роста тарифов и инфляции, помимо граждан страдает, в не меньшей мере средний и малый бизнес.

Так, где же найти источник финансирования малого бизнеса? Где взять ресурс, для экономического подъема? Вновь и вновь задаются предприниматели, глядя на то, как министр финансов России вкладывает накопленные средства в иностранные ценные бумаги под 3–4%. В этой ситуации остается одно – это оставить заработанные предпринимателями деньги у предприятий, путем снижения налогов, как прямых, так и косвенных. И тогда, я, убежден, что значительная часть высвободившихся средств, минуя «грязные» чиновничьи руки, пойдет на развитие предприятий, внедрение новых технологий, освоение выпуска новых видов продукции, увеличение заработных плат наемных работников, к чему, вроде бы, и призывает наше правительство и Президент. Именно – вроде бы, так как налоговая нагрузка на малый бизнес не ослабевает, а только растет, как и финансовая удавка на шее производственников. Хотя опыт таких стран, как Япония и Германия четко показывает, что дешевые кредиты и льготы, для малого и среднего бизнеса дают наиболее быстрый рост экономики, как в сфере производства, так и в сфере обслуживания. В данном случае надо четко определить, что финансы должны обслуживать сферу производства, а не производство должно служить для извлечения сверхприбылей банкиров.

Для примера могу привести затраты на полученный рубль на нашем предприятии.

Амортизация ­ 12% (без текущего и  капитального ремонта  средств производства). Коммунальные услуги и ГСМ ­ 19%

Заработная плата ­ 25,2%. Текущие  расходы 9,3%. Налоги ­ 23,7%. Остается на  все 10,8%

Если учесть последнее повышение коммунальных платежей, доля которых выросла с 9% до 19% только на начало 2008 года, и инфляцию, то на развитие предприятия ничего не остается. Все разговоры о снижении налоговой нагрузки на малый бизнес, к сожалению, так и остаются разговорами. За последние четыре года общая масса налоговых отчислений не уменьшилась, произошло лишь структурное изменение в пользу земельных отчислений, доля которых увеличилась, только за последние четыре года, в пять раз. И эта ситуация взята без привлечения средств со стороны.

Чтобы малый и средний бизнес развивался, необходимо не уговаривать его расти, а надо создавать условия для его развития, и здесь без снижения налоговой нагрузки и глубокого реформирования всей финансовой системы страны не обойтись. Только четкая, понятная налоговая политика, дающая возможность развиваться малому и среднему бизнесу, может реально, а не на словах, изменить ситуацию в экономике и обеспечить ее стабильный рост. Налоговая система должна быть не фискальной, а стимулирующей. Необходимо определить средства, которые пойдут на развития, на инвестиции в постоянный капитал, которые не должны облагаться налогами. Нельзя брать налог с будущих поколений. Именно такая экономическая политика должна быть положена в основу, а не политика выкачивания средств из экономики, что ведет к деградации страны и всего населения.

Взять хотя бы НДС. Этот налог, введенный во времена премьерства Е. Гайдара, действует самым разрушительным образом на нашу экономику. Ведь, НДС, кроме пополнения бюджета, играет в экономике страны роль тормоза в производстве товаров и их потреблении. Чем выше НДС, тем дороже товары, тем уже рынок сбыта товаров. НДС ограничивает производства, изымая деньги в начале воспроизводственного цикла. Он позволяет государству изымать средства из кошелька граждан и часть средств у производителя. Если прибавить к этому, что НДС возвращается сырьевым монополиям, а малому и среднему бизнесу, работающему на внутренний рынок – дырка от бублика, то становится очевидным, кому выгоден и что стимулирует НДС. По сути НДС – это косвенный налог с малого и среднего бизнеса, при приобретении техники, материалов и услуг.

Но и это не все проблемы, с которыми стакивается малый и средний бизнес в России. Не меньше проблем возникает у предпринимателей и в результате деятельности судебной власти. Сегодня суды стали тем местом, где происходит оформление и захват чужой собственности. Схема проста и эффективна. Сначала затянут в судебное разбирательство и примут уже подготовленное решение, не имеющее ни какого юридического основания. Ну, а пока предприниматель будет обивать пороги, и доказывать свою правоту, активы предприятия переведут на другое юридическое лицо и предприниматель, в лучшем случае, получит пустые помещения и долги. И здесь не обойтись, без решительной переделки всей судебной системы.

Как видим проблем, у представителей малого и среднего бизнеса, множество. В настоящее время Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области прорабатывает кодекс чести бизнесмена. Но сегодня не менее важно, чтобы такой кодекс чести появился и у государственного служащего. И в этом кодексе должно быть четко прописаны все правила поведения госслужащего. Чтобы чиновник не смешивал свои частные интересы с государственными, что мы наблюдаем повсеместно. Ведь о коррупции, среди нашего чиновничества, не говорит только глухонемой. Тем более что сегодня в России чиновничество составляет огромную армию, которая словно гиря висит на нашей экономике. Можем ли мы конкурировать с иностранным бизнесом, с чем мы неизбежно столкнемся, вступив в ВТО, когда у нас на ногах такая гиря? Ответ очевиден.

Но, несмотря на все трудности существования малый бизнес, сегодня дает, по Свердловской области, порядка 30% ВВП. И, надо сказать, что возможности роста у малого бизнеса огромные, как огромен и неисчерпаем человеческий потенциал, в его стремлении к развитию. Если, конечно, сравнивать с Германией, где малый бизнес дает более 70% ВВП, то нам еще очень далеко до них. Доля инновационно­активных малых и средних предприятий составляет 10–12%. Только около 20% оборота малых предприятий составляет продукция, работы и услуги, произведенные собственными силами, остальной объем оборота обеспечивается перепродажей товаров несобственного производства. Низки и финансовые показатели. Доля убыточных малых предприятий целых 28%, а уровень рентабельности составляет – 2,7%, что в 4 раза ниже, чем на крупных предприятиях. Тревожным является и тот факт, что темпы создания новых субъектов малого бизнеса падают, а так же и то, что малый бизнес перестал быть привлекательной сферой для молодежи. Сегодня выпускники вузов стремятся устроиться на государственную службу или в крупные предприятия.

По­прежнему нерешенным остается ряд проблем, о которых уже не один год говорят представители малого и среднего бизнеса. Не совершенствуется законодательство для создания благоприятных условий развития бизнеса, не модернизируется система налогообложения, которая должна обеспечивать стимулы для развития бизнеса, не решаются вопросы доступного кредитования и имущественного обеспечения, не преодолен произвол хозяйствующих субъектов монополистов, не снято излишнее администрирование. Но, сегодня, я считаю, мы правильно определили для себя направления действий и открыто ставим вопросы. А это уже не мало.

И, если представители малого и среднего бизнеса сегодня видят пути работы, что ясно показал III Съезд представителей малого и среднего бизнеса Свердловской области, то этого нельзя сказать о нашей власти. Не находит понимания у наших правителей и предложения, сделанные Союзом малого бизнеса, по вопросу изменения системы налогообложения, использования контрольно-­кассовых машин, о предоставлении дешевых кредитов. Банки ведь тоже не могут самостоятельно понизить процент, когда инфляция находится на уровне 12%.

Не добились мы пока и снижения арендной платы за офисные помещения. А сегодня можно говорить лишь, о еще большем повышении арендной платы, что отрицательно скажется на развитии малого бизнеса. Ведь ни для кого не секрет, что сейчас 25–30% прибыли многих предприятий уходит на оплату коммунальных услуг, и теперь придется изыскивать дополнительные возможности, чтобы содержать офисы и производственные помещения. Кому от этого станет лучше? Не трудно догадаться.

Обеспечить полноценное развитие малого и среднего бизнеса самая насущная проблема нашего времени, ведь в этой сфере деятельности только в Свердловской области занято 536 тысяч человек, а с учетов членов семей – около 2 миллионов человек. Оборот и инвестиции в основной капитал этих предприятий ежегодно увеличивается на 30–50%. Оборот малых предприятий по итогам 2007 года составил свыше 700 млрд. рублей или около 33% от общего оборота всех организаций области.  Задел, как видим, для дальнейшего развития, есть. Но если, из года в год, не будут решаться насущные проблемы малого и среднего бизнеса, не будет создаваться приемлемых условий, для предпринимательства, то можно и не надеяться на успешное развития экономики области и всей страны в целом.  

© Игорь Алексеевич Зятев, Вице­-президент Свердловского областного Союза малого и среднего бизнеса, Заслуженный работник ЖКХ России, Академик МАРЭ, кавалер ордена «Звезда Созидания». 16.12.2008Первоисточник публикации.