Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

«Патриотизм, безопасность, Армия. Традиционные казачьи методики нравственно-патриотического воспитания воина-путешественника»

 
      Что бы там ни говорили скептики, - Россия на подъёме. Долгожданном!  О причинах его можно всласть «наспориться»…. И не сглазить бы! У многих есть свои  варианты объяснений этого явления, нередко взаимоисключающие.   И правыми могут оказаться ВСЕ. Потому как у любого  состоявшегося явления  причина не может быть одна.  Более того, по известному специалистам закону устойчивости сложноорганизованных систем, явление вообще на состоится, пока насколько (даже взаимоисключающих) причин не сойдутся вместе в одно и то  же время.

    Но одна из явных причин, - тот факт, что около года тому назад  на всех уровнях заговорили о проблеме молодёжного патриотического воспитания.  И  «народ долгожданно всколыхнулся. Потому-то и начинаем разговор о данной  проблеме.

     Все три темы, означенные в заголовке статьи, непосредственно ввязаны между собой. И все они  настолько «запущены» (и настолько требуют «немедленного возрождения»), что у многих просто «опускаются руки». Возможно ли такое?  В тоже время зададимся вопросом,  а не было ли в истории России аналогичных «провалов»? И не решали ли наши предки подобных проблем?

Так, где же усмотреть то самое  ГЛАВНОЕ звено, потянув за которое можно «вытащить всю цепь?

      Начнём  разговор  с темы  первой.   Многие, наверняка, помнят с чем ассоциировали некоторые СМИ (да и власть имущие не намного отставали) само понятие патриотизма. Слава  Богу, ныне признано на самом  высоком уровне,  что без державной идеологии само наше многонациональное и  многоконфессиональное  государство, расположенное в особой  климато-географической зоне,  просто не  имеет шансов на устойчивое существование.

    С безопасностью, - нечто похожее. Слава Богу, МЧС наше имеет специалистов, поистине лучших в мире. Но, обратим внимание, - в части  СПАСЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ  ПОМОЩИ. И  они это осуществляют с  блеском.  Согласимся, -  обучение населения  должно идти по линии ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ чрезвычайных событий.
  Наша  многовековая  традиционная идеология всегда отмечала особую роль Армии. Однако  обратим особое внимание: функции Воина в российском обществе не ограничивались простым умением квалифицированно действовать на поле боя против внешнего противника. Напротив, в периоды мирного времени авторитет офицера, как символа чести и достоинства, еще более возрастал, и его роль сводилась, в первую очередь, к организационной и воспитательной функциям.

 А теперь, обо всём ,  поподробнее.
       Как уже выше отмечалось, далеко не случайно на самом высоком уровне заявлено о необходимости обращения к традиционной истории и культуре, к воспитанию патриотизма. Причем, не обязательно военного (достаточно ограниченного по своим возможностям, особенно касательно специфической работы с девушками), но и еще более востребованного ныне, мирного. И не хорошо известного в Европе «гражданско-патриотического», а наиболее органичного для многонациональной России – нравственно-патриотического!

Более того, к примеру, психолог  Макерова В.В. ( к.ф.н., преподаватель кафедры
социальной психологии факультета психологии УРГУ) считает, что  в подростковом возрасте проводить «воспитательную работу»  с употреблением слова «патриотизм» просто бессмысленно ( интересы иные). А в юношеском, - уже поздно!  Каков же выход?

О безопасности.  Многие наверняка удивятся, - менталитет нашего населения таков, что  простые рассказы на уроках по безопасности о возможных трагических последствиях не только не приводят в итоге  к  грамотному поведению, но и УВЕЛИЧИВАЮТ вероятность  поведения  неадекватного!    
  Об армейскихс «реформах»: События буквально последних месяцев (особенно Кавказские)   позволяют  подвергнуть сомнению  якобы обязательное мнение о необходимости создания в России контрактной армии. По целому ряду показателей воспитательная, а тем  более патриотическая роль воина практически не совместима в сознании  населения с образом профессионала-наемника.  Более того, некоторые действия  контрактных  подразделений  иных стран в  реальной боевой обстановке вызывают вопросы.
   Для России  более целесообразным представляется отношение к воинской службе, все-таки, как к священной обязанности российского гражданина. И это полностью соответствует  глубинным  корням российского менталитета. Вспомним хотя бы саму этимологию уничижительного слова  «негодник». Оказывается, она восходит к факту определения отсутствия  пригодности  к воинской службе!
     Но вот что взять за основу воспитательных молодежных программ для  «поднятия» в кратчайшие сроки  всех трех означенных проблем?  Нередко звучат предложения, воссоздать хорошо известную советскую систему, либо изучить и внедрить новейший опыт Китая  (чего стоит их последняя Олимпиада…!). Однако нередко забывают, что всё самое  лучшее в  «доперестроечной»  российской действительности к конкретной «советской власти» имело мало отношения.  Всё это, - достоинства  ДРЕВНЕРУССКОЙ культуры, основательно подзабытой  за  несколько столетий. И  выданной  большевиками за  собственные разработки? А сторонники «китайского пути», на взгляд автора, мало учитывают принципиальные различия  в менталитетах населения.

   Так вернёмся своим вниманием к опыту наших предков. В качестве одного из прототипов  комплексного молодёжного  воспитания  автор предлагает рассмотреть принципы  как формирования, так и функционирования казачьих общин. Речь идёт не о пресловутых «ряженых», с жестяными крестами и медалями, заполонившими улица российских городов в недалекое время. Мы обращаемся именно к корневой казачьей культуре и традициям.

    Как известно, казаки, как отдельное общественное сословие в Российском государстве,  охраняя дальние рубежи державы, обладали достаточно высокой степенью самоуправления. И даже пользовались льготами при налогообложении. Взамен они поставляли в армию не простые отряды новобранцев, а  подготовленные, обученные и снаряженные  подразделения. Способные  при необходимости выполнять ответственные боевые задания буквально «на следующий день» после объявления мобилизации.
В мирное же время казачьи общины не требовали от государства практически никаких внешних ресурсов. Достаточно было государственных гарантий на возможность мирно обрабатывать землю.
       И именно эта двойственная (и даже тройственная) роль казака в обществе: хозяин-воин-землепашец  и определяла  некое  особое состояние его души как в мирное так и в военное время.
     Действительно, представим состояние казака-пахаря, который трудится на земле. Помимо природных экстремальных факторов, обусловленных зоной рискованного земледелия, на нем был еще груз постоянной готовности «выступить в поход». Поэтому под угрозой вероятности оставить хозяйство на жену и детей, он вынужден был успевать производить ежедневный «задел» на будущее и работать, как минимум, «быстро и качественно».
    В то же время, будучи призван для ведения боевых действий, он ни при каких обстоятельствах не мог на фронте долго задерживаться, даже если наличествовало достаточно высокое денежное жалование. Постоянный груз ответственности за семью, оставленную без главного работника,  заставлял казака стремиться к быстрейшему завершению кампании, т.е.  к  необходимости воевать  «быстро и качественно».
Таким образом, анализ данной психологической особенности казачьего жизнеуклада (как и многих других) позволяет сделать вывод, что такие неотъемлемые качества воина как честь, достоинство, высочайший профессионализм и постоянная боевая готовность обуславливались соответствующим  тщательно «отрегулированным» культурно-хозяйственно-бытовым укладом.
К примеру, -  юноши и девушки знакомились друг с другом и изначально простраивали свои дальнейшие взаимоотношения в преддверии  возможного  расставания, связанного с возможным путешествием. В том числе, -  и военном !  Однако даже «погибнуть с честью на чужбине» (хотя и воспевалось  в фольклоре), - на  считалось показателем квалификации. Вернуться домой с честью и победой, к своему ОСНОВНОМУ  занятию - вот главное мастерство истинного воина.  Потому в воспитательно-образовательном процессе на первом плане была подготовка к МИРНОЙ жизни. А «боевые» приёмы изучались вторично, опять же, как вариант, имеющий и мирное применение.

 А теперь от «философии», - к конкретной практической работе, к  примеру реального внедрения  предлагаемой методики. В  Екатеринбурге  более трёх  лет  работает Учебный Центр по предотвращению социальных и природных чрезвычайных ситуаций ООО «ТМО «ИТАЛЛ» (УЦЧПС) (Ген.директор, - Зятев И.А., руководитель Центра, - Чеурин Г.С.), в своих программах  воссоздающий  казачью культуру  путешествий.

Созданию его предшествовала более чем 25-летняя творческая работа группы авторов, профессионально занимающихся изучением и практическим применением в условиях современности культурологического и практического опыта  жизнеорганизации  как коренных северных народов, так и иных многочисленных народов, населяющих территорию России и сопредельных с ней стран.

     Один из реализованных проектов – молодежная учебно-оздоровительная экспедиция «Сибирский путь». Её программа включает в себя методики выживания в различных экстремальных ситуациях, приемы русского боевого искусства,  парашютные прыжки (для начала, - с вышки), этнокультурную подготовку, российское традиционное православное нравственное воспитание и многие приемы русской традиционной культуры в целом.
      Основная цель экспедиции – воссоздание русской традиционной культуры путешествий,   Причем не только и не столько в условиях природных, но и в социальных. Путешествие как форма встречи с людьми, как проявление человека в этом мире, «поиск молодым человеком самого себя»!
      Для достижения данной цели организуются и проводятся 12-дневные учебно-тренировочные полевые сборы для юношей и девушек.
Общее число воспитанников, прошедших двухнедельный курс по состоянию на сентябрь 2008 года, - 505. (sibir-put.nm.ru).

   Также круглогодичные экспедиции и  авторские теоретические и практические тренинги для преподавателей курсов Безопасности и Экологии (Сертификат №271 от 03.07.02). Общее число получивших  преподавательские удостоверения по состоянию на 10.04.08 -  792 человек.   В 1996 год вариант курса использовался в качестве  реабилитационно- восстановительного для  участников боевых действий в Чечне

 

Также УЦЧПС  предлагает заинтересованным специалистам реализованные проекты:

-  Выпуск и распространение авторской методическая литературы и видеофильмов по теме выживания в  социальных и природных чрезвычайных ситуациях  (пособия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»). Общее число опубликованных работ, -  226.

-       Реконструкция древнеславянских массовых праздников

        (Купала, 2004 – 2008 г.г., Масленица, 2007 – 2008 г.г.)

-       Проводение в Екатеринбурге  регулярных  состязаний по практическому выживанию в экстремальных ситуациях  на воде под названием "Витязи Нептуна"

-       В 2000 г в издательстве «Русский журнал» (г. Москва) выпущено пособие по ОБЖ и воспитанию экологического, системного мышления под названием «Самоспасение без снаряжения» (автор Г.С.Чеурин). Переиздано в 2006 году.

 Парашютная вышка  (г. Екатеринбург, ул. Громова, 145, тел. 8-950-201-29-00):

-       Творческий музыкальный коллектив   ( Группа  Тимер-Тау      www.timertau.ru)

-       С 2006 года действует Интернет-проект www.samospasenie.org в целях обеспечения населения и специалистов экстренной информацией по действиям в чрезвычайных ситуациях. (http://archives.maillist.ru/1760/(samospasenie.flamber.ru/photos/albums)         

В качестве психологической подготовки перед путешествием используется этнокультурная программа, воссоздающая древнеславянские игры, песни и хороводы. В этом же ключе инструкторы экспедиции профессионально занимаются реконструкцией, организацией и проведением древнеславянских массовых праздников.
Программа базируется на изучении опыта мирного освоения Севера, Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки, русского многонационального нравственно-патриотического воспитания, а также современных методиках русской конфликтологии.
 Практически это обучение молодежи и населения в целом методикам предотвращения природных, городских и социальных экстремальных ситуаций. Для этого организуются следующие занятия:
- выживание в природных экстремальных ситуациях без снаряжения;
- тренинги принятия групповых решений в экстремальных ситуациях;

- обучение навыкам  славянских традиционных игр, танцев и хороводов;

- «веревочный курс»;

- прыжки с парашютной вышки:
- практические тренинги по русскому боевому искусству;
- изготовление плавсредств из подручных материалов;
- экстремальное плавание;
- сплавы по реке;
- горные походы;
- постэкстремальное восстановление.
     Все эти конкретные приемы мирной жизнедеятельности позаимствованы из казачьих методик молодежного воспитания, которые проистекали из ежедневного хозяйственно- бытового уклада. Конкретные «боевые» приемы были своеобразно в нем «зашифрованы». Патриотическое наполнение происходило на уровне интуиции еще в подростковом и даже младенческом возрасте, когда воспитательное разумное воздействие на психику ребенка еще практически невозможно.
     Особое внимание следует обратить на тот факт, что в программе значительное внимание уделяется участию девушек. Причем это не моделирование «санитарной помощи на поле боя» (что, естественно, девушками воспринимается скептически), а опять же моделирование необходимых молодежных отношений в общине. В результате община мужчин-воинов в боевом походе была фактически духовно неразрывна с женской общиной, оставшейся дома.
      Подобный опыт формирования боевых подразделений был использован и в годы Великой Отечественной войны. История создания Уральского Добровольческого танкового корпуса – яркий пример применения именно такой методики. История организации и блестящей реализации марш-броска наших десантников в Приштинский аэропорт 12 июня 1999 года – еще один пример, требующий отдельного изучения.
Не могу не отметить, что наши вечные идеологические противники на достаточно примитивном своем материале последних Балканских войн 90-х годов создали целую серию военно-патриотических художественных фильмов, которые хорошо известны нашей молодежи. Мы же, имея в своем арсенале самое значительное событие, ничего подобного своей молодежи до сих пор не предложили!  
    Предлагаем  сотрудничество в данной области.  т.н. синопсис будущего фильма уже подготовлен.  Нужна практическая заинтересованность.
      Таким образом,  совсем не обязательно для патриотического воспитания возбуждать милитаристские настроения, хотя сами воинские игры всегда были и будут привлекательны. Но, возвращаясь к казачьей теме, обратим внимание: казака-воина-путешественника  приучали именно к мирной жизни, к грамотному, целомудренному общению с женщиной, с матерью, к мирным путешествиям по родной земле. И вот именно за эту Родину он в бой шел с полным осознанием правоты и необходимости данного деяния.
      Именно через казачий хозяйственно-бытовой уклад, через общинный труд, через молодежные игры, через ежедневный контакт с Землей-Матушкой, с природой в России и закладывались в душу будущего воина-путешественника нравственно-патриотические идеалы. 

   

© Чеурин Г.С. Руководитель Учебного Центра по предотвращению социальных и природных чрезвычайных ситуаций ООО «ТМО «ИТАЛЛ», руководитель молодежной учебно-оздоровительной экспедиции «Сибирский путь» 620014, г. Екатеринбург, ул. Чернышевского 1. 25.09.2008Первоисточник публикации.