Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

В помощь налогоплательщику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Порядок обжалования, Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, наиболее часто встречающиеся ошибки, при подаче жалоб влияющие на результат рассмотрения жалобы и сроки  принятия решения по жалобе»

 

В соответствии с положениями раздела VII Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц» каждому лицу предоставлено право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Таким образом, обжалованию подлежат акты налоговых органов как ненормативного, так и нормативного характера.

К ненормативным актам налоговых органов, которые могут быть обжалованы налогоплательщиками, можно отнести:

- решение о доначислении налога или пени по результатам проверки правильности применения цен (п. 3 ст. 40 НК РФ);

- решение о взыскании налога или сбора (п. 2 ст. 45 НК РФ);

- решение о взыскании налога или сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся у налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках (ст. 46 НК РФ);

- решение о взыскании налога, сбора, а также пени и штрафа за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) (ст. 47 НК РФ);

- решение налогового органа об аресте имущества налогоплательщика или налогового агента (ст. 77 НК РФ);

- решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ);

- решение налогового органа о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ст. 101.4 НК РФ).

В отношении действий (бездействий) должностных лиц налоговых органов, которые могут быть обжалованы налогоплательщиками относятся:

- возлагающие дополнительные обязанности на налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных субъектов;

- препятствующие реализации налогоплательщиком, плательщикам сборов, налоговым агентом и иным субъектом своих прав;

- создание неправомерных препятствий реализации прав налогоплательщиков налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и иным субъектам.

Говоря о процедуре обжалования, нужно отметить, что основанием для начала процедуры досудебного обжалования является получение Федеральной налоговой службой РФ (структурным подразделением - инспекцией) письменной жалобы на бумажном носителе, а также в электронной форме от физического или юридического лица, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Положениями Главы 19 Налогового кодекса РФ четко не закреплены критерии, которые предъявляется к обращению, жалобе, но, как правило,  указанное обращение должно содержать следующую информацию:

- наименование налогового органа, в который подается жалоба,  фамилию, имя, отчество должностного лица органа, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

- фамилию, имя, отчество заявителя физического лица, наименование заявителя юридического лица, сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) налогового органа, должностного лица налогового органа, либо государственного служащего; содержательную характеристику обжалуемого действия (бездействия), решения (номер, дата, обжалуемая сумма и т.д.).

- доводы, на основании которых заявитель жалобы (обращения) не согласен с решением и действием (бездействием) налогового органа, должностного лица налогового органа, либо государственного служащего, обстоятельства и факты, на основании которых заявитель обращения считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, и созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена какая-либо обязанность;

Также в жалобе (обращении) могут быть указаны иные сведения, которые, по мнению заявителя необходимо сообщить.

При подаче жалобы (обращения) заявителем могут быть представлены документы, подтверждающие доводы, изложенные в обращении, либо их копии (ст.139 НК РФ).

Подписывается жалоба (обращение) подавшим его физическим лицом или руководителем (заместителем руководителя) юридического лица.

Говоря о процедуре обжалования следует обратить на  Постановление Президиума ВАС РФ от 24.05.2011 N 18421/10 согласно которому решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 и пунктом 1 статьи 138 НК РФ может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган.

Указанными нормами НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решений, принимаемых по результатам налоговых проверок. В силу этого решение об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога и решение о частичном возмещении суммы налога как основанные на установленных в ходе проверки обстоятельствах могут быть обжалованы в суд только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика и проверки его доводов и обстоятельств, явившихся основанием как для отказа в возмещении, так и для принятия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

Порядок обжалования решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки, о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотрен ст. 101.2 НК РФ.

Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности подается в течение 10 дней с даты вручения такого решения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Апелляционная жалоба подается через принявшую решение инспекцию. Нарушение порядка подачи апелляционной жалобы, например, ее отправление, непосредственно в вышестоящий налоговый орган вместо органа, принявшего обжалуемый акт, может рассматриваться как нарушение порядка апелляционного обжалования.

Если решение налогового органа вступило в силу, то жалоба должна быть подана и рассмотрена в порядке, определяемом общими правилами ст. ст. 139 - 141 НК РФ.

В отличие от общего правила о трехмесячном сроке подачи жалобы, жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (абз. 4 п. 2 ст. 139 НК РФ).

Следует отметить дополнительные гарантии (права) налогоплательщиков установленные п. 4 ст. 101.2 НК РФ согласно которому вышестоящий налоговый орган вправе по ходатайству заявителя приостановить исполнение обжалуемого решения, вступившего в силу.

Хотелось бы обратить внимание на ошибки допускаемые налогоплательщиками при подаче жалоб (обращений) которые могут привести к оставлению жалобы без рассмотрения, и как следствие не разрешению спорной ситуации.

К таковым относятся:

-   отсутствие (не указан) предмета обжалования.

-  подписание обращения неуполномоченным лицом (лицом, не имеющим право выступать от имени налогоплательщика),

- подписание жалобы (обращения) лицом которое вправе выступать от имени налогоплательщика, но чьи полномочия документально не подтверждены (к обращению не приложена доверенность, оформленная в соответствии с положениями ст.185 Гражданского кодекса РФ).

В противном случае несоблюдение указанных требований может привести к невозможности реализации налогоплательщиками в полном объеме права на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействий их должностных лиц.

Пунктом 3 статьи 140 НК РФ предусмотрен срок, в течение которого вышестоящий налоговый орган принимает решение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, - один месяц со дня получения такой жалобы. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривающего жалобу, но не более чем на 15 дней.

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается вышестоящим налоговым органом, вышестоящим должностным лицом в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (п. 1 ст. 30.5 КоАП РФ).

В заключении хотелось отметить, что должностные лица Федеральной налоговой службы (структурных подразделений - инспекций) готовы к конструктивному сотрудничеству в рамках  правового поля, и всячески будут способствовать разрешению спорных ситуаций возникающих  при проведении налогового контроля налогоплательщиков,  тем более, что установленный нормами Налогового кодекса РФ досудебный порядок предусматривает возможность урегулирования спорных вопросов непосредственно между налогоплательщиком и налоговым органом без обращения в суд и в более короткие сроки.

На фото автор.

© Дмитрий Пашевич. Начальник отдела досудебного аудита Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому р-ну г. Екатеринбурга. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса. 30.07.2013Первоисточник публикации.