Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Коммунальный коллапс ближе, чем мы думали

Коллаж © KM.RU

Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены постановлением правительства РФ № 761 от 14.12.2005 г.

По данным экспертов, полный крах системы ЖКХ наступит через пять, максимум – десять лет

Потребители услуг ЖКХ защищены от непомерных расходов на их оплату федеральным стандартом, ограничивающим платежи. Правда, устроен он хитрым образом: не останавливает рост на определенном пределе, а всего лишь привязывает платежи к совокупному доходу семьи. Если платить надо более 22% такового – все, появляется право на получение субсидий из регионального бюджета.

Простые расчеты показывают, что человеку со средней зарплатой субсидии не грозят. Не получит их и тот, кто зарабатывает даже процентов на 15-20 меньше. Только пенсионеры и малообеспеченные семьи могут на что-то претендовать. Очевидно, когда вводился стандарт, его размер выбирался с таким расчетом, чтобы субсидии получало не слишком большое количество людей.

Губернатор Камчатки Владимир Илюхин захотел исправить это положение и предложил вчера установить стандарт на уровне 15%, увеличив тем самым число претендентов на субсидии в своем регионе, сообщает «Независимая газета». Затем он призвал федеральный центр поучаствовать в софинансировании субсидий. Илюхин мотивировал это тем, что на Камчатке коммунальные тарифы одни из самых высоких в РФ, а покупательная способность населения ниже, чем по стране. Ситуация усугубляется также тем, что темпы роста коммунальных тарифов в регионе опережают темпы роста зарплат.

Власти края ежегодно тратят около 5 миллиардов рублей (10% бюджета) на субсидирование тарифов ресурсоснабжающим организациям, но все равно «плата за жилищно-коммунальные услуги остается слишком высокой», рассказал губернатор. «Под действие стандарта не попадает большинство населения со средним доходом», – говорит Илюхин.

На первый взгляд предложение нелогичное: при таком изменении право на субсидии получат гораздо большее число граждан, что только увеличит нагрузку на местный бюджет. Но уже на второй становится ясно: это нужно, чтобы увеличить федеральное финансирование.

Да и сам губернатор этого не скрывает. Илюхин призвал Центр восстановить федеральное софинансирование субъектов на оплату субсидий. «До 2010 года для Камчатки софинансирование составляло порядка 40-50%, однако теперь вся нагрузка легла на региональный бюджет», – говорит он.

У такой позиции два плюса. Во-первых, регион делает щедрый жест перед населением. Вот, мол, как мы о вас заботимся. Во-вторых, если повезет, центр пришлет денег, что всегда хорошо.

Кстати, цифра в 22% представляется критической не только камчатскому губернатору. На днях глава Минрегиона Игорь Слюняев подчеркнул в интервью «Газете.Ру»: «Если из месячного дохода семьи более чем 22% направляется на коммунальные платежи, это проблема экономической безопасности семьи».

Правда, Слюняев настаивает, что решать ее надо за счет «социальной поддержки в виде жилищной субсидии из регионального бюджета». Иными словами, «денег не ждите».

Если верить «Росстату», то пока экономической безопасности средней семьи ничего не угрожает: домохозяйства обычно тратят на жилищно-коммунальные услуги около 10-11% месячного семейного бюджета.

Граждане же считают по-другому. Большинство из них жалуются социологам на непосильный размер оплаты социальных услуг. Причем с годами, несмотря на рост зарплат и социальных выплат, ситуация не меняется. Так, по данным фонда «Общественное мнение», в прошлом году около 65% опрошенных россиян назвали сумму, которую им приходится платить за услуги ЖКХ, «слишком большой». Такой же ответ в 2010 году давали 62% респондентов. «Терпимой, приемлемой» плату за ЖКХ назвали около 30% респондентов.

За запрашиваемые ЖКХ деньги граждане ожидают больше того, что получают. Около 57% респондентов назвали качество предоставляемых услуг «плохим», и с течением времени доля недовольных увеличилась. В 2010 году на плохое качество услуг указывали 47% опрошенных, а хорошим их качество назвали около 30% респондентов.

Социологи, к сожалению, не расшифровывают, что входит в понятие «плохого качества услуг», но любому, кто хоть немного попутешествовал по стране зимой, понятно, что это прежде всего жалобы на скудное отопление. В квартирах, по-простому, холодно. Хорошо, если есть 21 градус, хотя это – самая граница теплового комфорта, а чаще всего речь идет о скромных 17-19 градусах, когда без свитера не обойтись. На втором месте, несомненно, находится состояние подъездов.

Хроническое недовольство россиян даже привело к тому, что президент Владимир Путин в начале года предложил гражданам создавать специальные общественные организации для народного контроля над работой управляющих компаний, тарифами и качеством услуг в сфере ЖКХ.

А почему, спрашивается, власти сами не могут этого сделать?..

Но вернемся к субсидиям. Эксперты видят за предложением камчатского губернатора прежде всего стремление наполнить региональный бюджет за счет федеральной финансовой помощи. «Представляется, что губернатор стремится привлечь федеральное финансирование хотя бы в какой-то форме. Сейчас из-за концентрации налоговых поступлений на федеральном уровне и бедности большинства региональных бюджетов разгрузить расходную часть бюджета региона за счет субсидий из центра – желание вполне естественное», – говорит директор департамента аудита компании «Уральский союз» Александр Миронов.

Он не исключает, что федеральный центр может прислушаться к просьбам губернатора, но если система субсидирования и будет изменена, то не везде, а только в некоторых регионах. «В этом случае помощь центра достанется малонаселенным северным регионам, что на федеральном бюджете критично не отразится», – предвидит эксперт.

С другой стороны, инициатива губернатора будет выгодна и самим ресурсоснабжающим компаниям, которые получат приток средств и не будут обязаны за это повысить свою эффективность. И в этом смысле мы видим отчасти лоббирование их интересов.

«Поскольку для обновления системы ЖКХ и инфраструктуры нужно гораздо больше средств, а единовременно столько денег в региональном бюджете нет, приходится поддерживать «на плаву» то, что есть, несмотря на коррупцию, неэффективность трат и «латание дыр» на короткий период, – говорит ведущий инвестиционный консультант компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. – Бюджетное субсидирование даст свои плоды, если будет работать система контроля со стороны государства. Но пока этого нет».

Тем временем часики, отсчитывающие время до наступления «коммунального апокалипсиса», то есть тотального коллапса всей инфраструктуры ЖКХ, показывают, что времени осталось не так уж и много: пять, максимум – десять лет. Об этом на пресс-конференции в «Интерфаксе» заявил председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. Так что времени на раскачку нет. 

© Александр Романов 28.06.2013Первоисточник публикации.