Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Как правильно обжаловать акты и действия налоговиков.

Советы налогоплательщику

( О порядке обжалования, порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, наиболее часто встречающиеся ошибки при подаче жалоб, влияющие на результат рассмотрения жалобы и сроки принятия решения по жалобе).

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействия нарушают его права.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Порядок обжалования актов (действий) инспекции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) установлен ст. ст. 137 - 139 Налогового Кодекса РФ. (далее - НК РФ).

Этот порядок применяется и при подаче налогоплательщиками жалоб на акты, а также действия сотрудников налоговых органов при взыскании недоимки (пеней, штрафов).

При административном обжаловании решение по жалобе принимается более оперативно, чем при судебном оспаривании актов (действий) налоговых органов.

Пунктом 5 ст. 101.2 и п. 1 ст. 138 НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений налогового органа, принимаемых по результатам налоговых проверок.

Согласно п. 2 ст. 139 НК РФ апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган до момента вступления в силу обжалуемого решения, то есть в течение 10 дней (20 дней для консолидированных налогоплательщиков) со дня его вручения налогоплательщику.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган. Он обязан в течение трех дней со дня, как поступила указанная жалоба, направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 139 НК РФ). То есть жалобу, подаваемую в апелляционном порядке, надо направить именно в "свою инспекцию", а не в вышестоящий налоговый орган.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения, указанный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ). О принятом вышестоящим налоговым органом решении в течение 3 дней со дня его принятия сообщается в письменной форме налогоплательщику, подавшему жалобу.

В соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ необжалованное решение инспекции вступает в силу по истечении 10 рабочих дней с момента его получения.

Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в течение года с момента, как оно было вынесено (п. 3 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ). Такая жалоба уже напрямую направляется в вышестоящий налоговый орган.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом. (абз. 2 п. 2 ст. 139 НК РФ), при этом необходимо обосновать уважительную причину пропуска срока и приложить к жалобе копии документов, которые это подтверждают.

К наиболее часто встречающимся ошибкам при подаче жалобы, которые влияют на результат рассмотрения, относятся следующие:

- жалоба подписана неуполномоченным лицом. Подписать жалобу может, помимо самого налогоплательщика, его законный или уполномоченный представитель. Причем полномочия представителя необходимо подтвердить документально, а именно это может быть доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. п. 1, 3, 5 ст. 185 ГК РФ) или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу.

- отсутствие обоснованных требований, которым нужно уделить особое внимание в жалобе . Например, если есть положительная судебная практика по спорам, аналогичным вашему, обязательно сошлитесь на эти документы в тексте жалобы.

- отсутствие документов, подтверждающих обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;

- не указан предмет обжалования, не указан номер и дата обжалуемого акта налогового органа.

Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод о том, что право, данное налогоплательщику, обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговой орган является возможностью разрешения возникших разногласий между налогоплательщиком и контролирующим органом во внесудебном порядке. Соблюдение требований, установленных законодательством, предъявляемых к жалобе, дает возможность налогоплательщику в полном объеме реализовать право на обжалование.

© Марина Загороднева, главный государственный налоговый инспектор отдела досудебного аудита Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому р-ну г. Екатеринбурга. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса 26.02.2013Первоисточник публикации.