Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

«Как вырастить инновационную элиту?»

Осуществить переход страны на инновационную модель развития и покончить со статусом РФ как сырьевого придатка могут только люди особого склада. Ковкой таких кадров необходимо заниматься немедленно, работая с детьми и молодежью. Таков лейтмотив выступления на недавнем Всемирном Русском Народном Соборе генерал-майора Александра Владимирова — председателя Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадетов России», видного военного эксперта и аналитика. Мы побеседовали с ним впоследствии, и разговор получился интересный.

 Кто способен ответить на вызов?

 — Правда жизни такова, что Россия будет существовать в суровых условиях, — считает Александр Иванович. — Во-первых, в условиях агрессивного цивилизационного противостояния (вплоть до вооруженной борьбы) с цивилизациями Запада, Востока и Юга. В контексте непрекращающихся и масштабных попыток США любыми способами разрушить Россию как своего единственного геополитического соперника, способного уничтожить Америку. Мы будем жить в условиях глобализации, гонки инноваций, торжества насильственно насаждаемых «ценностей рынка и демократии» и двойных стандартов, полного паралича международного права и его основных институтов, силового «беспредела» сильных мира сего, организованной преступности и полного подавления транснациональными корпорациями правительств государств своего основания и дислокации. Придется жить и работать в мире диффузии этносов и рас, утраты национальной идентичности основными нациями мира, роста разного рода напряжений во внутренней жизни нации. Наконец, нам предстоит познать все «прелести» периода национального демографического провала, и так далее…

 При этом нужно констатировать, что Россия — не часть глобального рынка, а самодостаточная часть человечества, идущая своим путем. Поэтому она обречена развиваться практически в одиночку, в условиях недружественного окружения, и не имеет права на слабость и отставание. Другими словами, инновационное развитие России является совершенно безальтернативным, что должно стать главным делом сегодняшнего молодого поколения — завтрашних управляющих страны. Это значит, что нагрузка на это поколение (и на все следующие поколения сегодняшних «молодых») будет огромной, и деваться ему, этому поколению, будет некуда. Надо будет работать и за себя, и «за того парня». В свою очередь, это значит, что молодые поколения граждан России должны целенаправленно воспитываться в мобилизационной парадигме (базовой схеме) и быть готовыми жить и трудиться в мобилизационном режиме, а при необходимости — и воевать за Отечество с оружием в руках.

 Такие объективные условия национального бытия предполагают, что одной из главных и срочных задач должно стать надлежащее воспитание молодых поколений граждан России, способных, готовых и желающих нести такие нагрузки, и видеть в этом свой высший долг…

 Генерал Владимиров — сторонник «ковки» не наследственной аристократии с жестко заданными программами жизни и карьеры, а людей с соответствующими волевыми и интеллектуальными качествами. Им нужно давать не жестко заданную теми или иными параметрами подготовку (мир слишком быстро меняется), а широкие знания, совмещенные с суровой мужской воинской подготовкой. Необходимо выпускать в мир людей, обладающих самодисциплиной, волей и целеустремленностью, одухотворенных патриотизмом и не боящихся брать на себя ответственность за судьбоносные решения. Такие люди смогут обнаружить и применить инновации, ибо обладают смелостью мышления и волей к возрождению России.

 И тут не надо открывать Америку. Давно существует уникальная русско-советская «технология»: кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища. Вопреки мнению либеральных профанов, они могут готовить не тупых «солдафонов», а инновационную элиту. Выпускник закрытых воинских школ может стать не только военным — по своим качествам он готов пойти во многие другие сферы деятельности. Обладающий развитым интеллектом и морально-волевым «стержнем», бывший кадет выгодно отличается от «постиндустриальных слизняков» - безвольных, психически неуравновешенных, подверженных порывам сиюминутных страстей, не умеющих терпеть лишения. Нужно лишь усовершенствовать отечественную технологию «ковки кадров».

 Увы, пока этого в РФ никто не делает. Наоборот, норовят разрушить имеющийся задел.

 Образование без воспитания - нонсенс!

 — Позволю себе напомнить цитату из словаря. «Воспитание — целеустремленное и систематическое воздействие на воспитуемого, с целью формирования у него определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития определенных физических свойств, умственных способностей и т. п.» Наверное, не надо убеждать кого-либо, что воспитание без образования ущербно и опасно, как ущербно и опасно образование без воспитания, — считает генерал Владимиров. — Тем не менее, внимательное изучение имеющихся документов, связанных с формированием так называемого государственного образовательного стандарта, и, что самое главное, анализ самого государственного стандарта полного среднего и профессионального среднего образования выявил практически полное отсутствие государственных подходов к воспитанию молодых поколений россиян, учащихся и всех участников образовательного процесса в качестве полноценных граждан Российской Федерации!

 Во всех государственных образовательных стандартах совершенно отсутствует четко прописанный воспитательный аспект образования, не даны направления и критерии воспитательного процесса как имманентной части системы национального образования. В пояснительных записках Минобрнауки РФ к концепции государственного образовательного стандарта и концепции основного общего образования цели воспитания упомянуты без раскрытия их сущностных основ. Их реализация предполагается исключительно за счет большего внимания образовательных учреждений к расширенному изучению ряда гуманитарных дисциплин. Наши попытки найти ответы на эти явные ошибки у работников Минобрнауки РФ не закончились ничем позитивным, а также их отсылками на «воспитательную роль семьи, школы и общества». Однако эти отсылки — неудовлетворительны, ибо они никакой организационной, системной и государственной идеологической основы под собой не имеют, и являются скорее «декларацией о несбывшимся», но не правдой жизни…

 Владимиров убежден: кроме образовательного, нужен еще и воспитательный стандарт. Иначе мы не сможем создать инновационной, патриотической и волевой элиты. В самом деле, 14 февраля нынешнего года президент В. Путин заявил, что «изменить к лучшему качество управления государством сможет только та управленческая элита России, которая будет соответствующим, то есть принципиально иным, инновационным образом подготовлена, то есть — образована, воспитана, социализирована и отобрана, и чья служебная карьера, целиком зависящая от качества и достижений ее службы государству, будет под постоянным контролем своих коллег и всего российского общества». 

Где готовить таких людей? Прежде всего — в кадетских корпусах.

 О чем говорит исторический опыт?

 По словам А.Владимирова, все великие исторические достижения России связаны с успехами ее государственного управления, а все ее неудачи — с отсутствием оного. Когда Российская империя перешла к системе воспитания своей государственной элиты с детства в кадетских корпусах и лицеях, то скоро на государственной службе стали появляться выдающиеся деятели. Например, канцлер Горчаков. Или полководцы: Румянцев, Кутузов, Брусилов, Дорохов, Корнилов, Каледин. Можно вспомнить адмиралов — воспитанников закрытых корпусов: Ушакова, Сенявина, Нахимова, Макарова, Колчака. А еще — поэтов и писателей: Пушкина, Достоевского, Даля, Бестужева, Куприна. Кадетами или гардемаринами были композиторы Римский-Корсаков, Мясковский, Скрябин. Ими были великие русские мореплаватели Лазарев, Беллинсгаузен, Крузенштерн. И даже выдающиеся живописцы Верещагин, Федотов, Ярошенко тоже воспитывались в учебных заведениях лицейско-кадетского типа. — Эта система подготовки национальной элиты имела несколько своих родовых черт, — поясняет Александр Владимиров. — Она воспитывала будущих государственных деятелей с детства в нравственной строгости. Образование носило широкий гуманитарный характер и развивало ответственность, способность принимать обоснованные и своевременные решения, быть лидером. Она взращивала несомненный личный патриотизм каждого воспитанника. Все ее питомцы служили Отечеству на военном или гражданском поприще. И именно это дало России великое прошлое. Советская система, применив этот опыт, тоже поначалу создала прочный фундамент профессионального управления в армии и других силовых структурах. Однако она совершенно упустила из поля зрения необходимость подготовки государственных гражданских служащих, то есть тех самых чиновников гражданской государственной службы (бюрократов), которые своим трудом и несут крест управления государством на местах. Этот явный пробел лишь частично был компенсирован системой партийной учебы и партийной кадровой политики.

 Важно отметить, что Россия исторически никогда не решала проблему подготовки своей элиты на принципах и основах рынка, а всегда и только - на принципах служения.

 Но трудные времена России как государства наступали тогда, когда основа ее правящей элиты — дворянство — переставало служить Отечеству, «не щадя живота своего», и становилось стадом сытых рантье…

 
© Максим Калашников (Владимир Кучеренко). Публицист, писатель-футуролог. 17.08.2008Первоисточник публикации.