Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Итоги работы досудебного урегулирования споров за 9 месяцев 2012 года ИФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга

Досудебный аудит – это часть контроля, позволяющая при наличии возражений и жалоб налогоплательщика не только устранять имеющиеся нарушения в работе инспекции, но и, систематизируя их повышать эффективность контроля.

Налогоплательщику, в свою очередь, данная система позволяет защитить свои права сравнительно простым и быстрым способом, не прибегая к долгосрочным и дорогостоящим процедурам.

За 9 месяцев 2012 в инспекцию ФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга (далее –Инспекция) поступило 302 возражения (разногласия) на акты налогового контроля, что на 12,2% меньше аналогичного показателя 2011 (344).

Основными причинами подачи возражений налогоплательщиками является обжалование нарушений установленных ст.119 НК РФ, ст. 126 НК РФ, ст.118 НК РФ (162 возражения или 53,6%) и обжалование актов по камеральным налоговым проверкам (110 возражений или 36,4%).

Количество решений инспекции, при вынесении которых доводы налогоплательщика удовлетворены полностью или частично, за 9 месяцев 2012 составили 181 или 59,9%, в т.ч. с учетом обстоятельств смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения (65 или 35,9%).

При рассмотрении материалов налоговых проверок и последующем вынесении решений мнение отдела досудебного аудита, изложенное в заключениях на возражения налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) учтено в 273 случаях или 90,4%.

Главой 19 НК РФ предусмотрен порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Согласно НК РФ под обязательной досудебной процедурой урегулирования налогового спора понимается подача жалобы, апелляционной жалобы на решение территориального органа, вынесенное по итогам проверки, в вышестоящий налоговый орган.

Инспекцией за 9 месяцев 2012 подготовлено и направлено в Управление ФНС России по Свердловской области 90 заключений по жалобам налогоплательщиков, в т.ч. по юридическим лицам - 67 (74,4%), по индивидуальным предпринимателям – 9 (10%) и по физическим лицам – 14 (15,6%).

Инспекцией за аналогичный период 2011 подготовлено и направлено в Управление 140 заключений, в т.ч. по юридическим лицам – 106 (75,7%), по индивидуальным предпринимателям – 22 (15,7%), по физическим лицами – 12 (8,6%).

За 9 месяцев 2012 года количество жалоб по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 50 единиц или на 35,7% .

Из 90 жалоб основную часть составляют жалобы по камеральным налоговым проверкам (32 жалобы или 35,6%), по выездным налоговым проверкам (26 жалоб или 28,9%) и в связи с привлечением к налоговой ответственности, предусмотренной ст.118,119,126,129.1 НК РФ (18 жалоб или 20,0%). Жалобы на постановления о привлечении к административной ответственности составляют 4,4%. Остальные 10 жалоб или 11,1% составляют жалобы на действие или бездействие должностных лиц налогового органа по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, в т.ч. переход на УСНо –3 жалобы или 3,3%.

Из 90 жалоб за 9 месяцев 2012 на общую сумму 349 958 тыс.руб. Управлением удовлетворены полностью или частично требования по 41 жалобе или 45,6% от общего количества рассмотренных жалоб на сумму 136 824 тыс.руб., что составило 39,1%. Для сравнения, в аналогичном периоде 2011 Управлением удовлетворено 79 жалоб (56,4%) на сумму 43 959 тыс.руб. (16,6%).

Несмотря на снижение количества удовлетворенных Управлением жалоб налогоплательщиков с 79 до 41 данный показатель остается высоким.

Основной и, пожалуй, единственной причиной, роста показателя удовлетворенной суммы в пользу налогоплательщиков за 2012 по сравнению с аналогичным показателем за 2011, как на стадии досудебного урегулирования, так и судебного урегулирования спора является удовлетворение жалоб налогоплательщиков при отсутствие в материалах выездных налоговых проверок бесспорных и достаточных доказательств подтверждающих выводы проверяющих.

Однако, следует учитывать неоднозначность судебной практики при толковании данного вопроса, поскольку решения по каждому делу принимаются Управлением и судом с учетом конкретных обстоятельств дела и доказательств, представленных сторонами.

Эффективное взаимодействие и слаженная работы всех подразделений, участвующих в рассмотрении возражений и жалоб, осуществление постоянного контроля за решениями вышестоящих налоговых органов и судов по жалобам, в которых поддержана позиция налогового органа, является одной из приоритетных задач.

На данный момент это заключается в снижении количества возражений и жалоб в сравнении с аналогичным периодом 2011 года.

© Акулова Л.В. Главный государственный налоговый инспектор отдела досудебного аудита. 13.12.2012Первоисточник публикации.