Я.П. Невелев
Невелев Яков Петрович. За чистый город и проядочную власть.
Главная О Невелеве Публикации Предприятия холдинга Банк вакансий Общественная деятельность Фотографии  Газета  "Уральский  Край"  Архив О сайте

Я никогда не

занимался торговлей.

Я производственник

Я.П. Невелев

Порядок обжалования действий налоговых органов гражданами

      

  В соответствии с положениями раздела VIIНалогового кодекса РФ (далее НК РФ) «Обжалование актовналоговых органов идействий или бездействия их должностных лиц», каждому лицу предоставлено право обжаловать актыналоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Таким образом, обжалованию подлежат актыналоговых органов как ненормативного, так и нормативного характера.

К ненормативным актамналоговых органов, которые могут быть обжалованы налогоплательщиками, можно отнести:

- решение о доначислении налога или пени по результатам проверки правильности применения цен (п. 3 ст. 40 НК РФ);

- решение о взыскании налога или сбора (п. 2 ст. 45 НК РФ);

- решение о взыскании налога или сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся у налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках (ст. 46 НК РФ);

- решение о взыскании налога, сбора, а также пени и штрафа за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) (ст. 47 НК РФ);

- решение налогового органа об аресте имущества налогоплательщика или налогового агента (ст. 77 НК РФ);

- решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ);

- решение налогового органа о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ст. 101.4 НК РФ).

Не могут выступать в качестве объекта  обжалования актыналоговых проверок, поскольку сам по себе акт налоговой проверки не содержит каких-либо неблагоприятных юридических последствий для налогоплательщиков.

В отношениидействий (бездействий) должностных лицналоговых органов, которые могут быть обжалованы налогоплательщиками, относятся:

- возлагающие дополнительные обязанности на налогоплательщиков, плательщиков сборов,налоговых агентов и иных субъектов;

- препятствующие реализации налогоплательщиком, плательщикам сборов, налоговым агентом и иным субъектом своих прав;

- создание неправомерных препятствий реализации прав налогоплательщиков налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам и иным субъектам.

Неправомерные действия (бездействия) должностных лицналоговых органов внешне может быть выражено в виде:

- проведения мер налогового контроля в нарушение порядка, установленного НК РФ;

- непредставления в установленном порядке и в установленные сроки требований о представлении документации;

- непринятия в установленные сроки решений, препятствующего реализации права налогоплательщика, и др.

Говоря о процедуреобжалования, нужно отметить, что основанием для начала процедуры досудебногообжалования является получение Федеральной налоговой службой РФ (структурным подразделением - инспекцией) письменной жалобы на бумажном носителе, а также в электронной форме от физического или юридического лица, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Положениями Главы 19 Налогового кодекса РФ четко не закреплены критерии, которые предъявляется к обращению, жалобе, но, как правило,  указанное обращение должно содержать следующую информацию:

- наименование налогового органа, в который подается жалоба,  фамилию, имя, отчество должностного лица органа, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

- фамилию, имя, отчество заявителя физического лица, наименование заявителя юридического лица, сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) налогового органа, должностного лица налогового органа, либо государственного служащего; содержательную характеристику обжалуемого действия (бездействия), решения (номер, дата, обжалуемая сумма и т.д.).

- доводы, на основании которых заявитель жалобы (обращения) не согласен с решением и действием (бездействием) налогового органа, должностного лица налогового органа, либо государственного служащего, обстоятельства и факты, на основании которых заявитель обращения считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, и созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена какая-либо обязанность;

Также в жалобе (обращении) могут быть указаны иные сведения, которые, по мнению заявителя необходимо сообщить.

При подаче жалобы (обращения) заявителем могут быть представлены документы, подтверждающие доводы, изложенные в обращении, либо их копии (ст.139 НК РФ).

Подписывается жалоба (обращение) подавшим его физическим лицом или руководителем (заместителем руководителя) юридического лица.

Хотелось бы обратить внимание на ошибки допускаемые налогоплательщиками при подаче жалоб (обращений) которые могут привести к оставлению жалобы без рассмотрения, и как следствие не разрешению спорной ситуации.

К таковым относятся:

-   отсутствие (не указан) предметаобжалования.

Так, например, в ряде случаев в жалобах (обращениях)  налогоплательщиков  высказывается общее недовольство работойналоговых органов выраженное общими фразами без указания конкретныхдействий (бездействия) должностных лицналоговых органов. Например – пришел в налоговую, весь день пробегал по этажам, потратил время, а так и не узнал сумму задолженности. При этом заявителем не указывается к кому конкретно обращался, с каким вопросом т.д., а в жалобе  высказывается требование наказать виновных лиц и разобраться в ситуации.

Достаточно часто встречаются обращения, в которых налогоплательщик просит отменить доначисленные суммы (налогов, пеней, штрафов) не указывая в обращении номер и дату ненормативного акта налогового органа, вид проведенной проверки (выездная, камеральная).

Также в качестве основания оставления жалобы (обращения) заявителя без рассмотрения  можно выделить  следующее основание:

- подписание обращения неуполномоченным лицом (лицом, не имеющим право выступать от имени налогоплательщика),

- подписание жалобы (обращения) лицом которое вправе выступать от имени налогоплательщика, но чьи полномочия документально не подтверждены (к обращению не приложена доверенность, оформленная в соответствии с положениями ст.185 Гражданского кодекса РФ).

По смыслу главы 4 НК РФ, в том числе пункта 1 статьи 26, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

В силу пункта 3 статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а если налогоплательщиком является физическое лицо - на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, не подтверждение полномочий лица выступающего от имени налогоплательщика и представляющего  интересы последнего влечет последствия оставления жалобы (обращения) без рассмотрения.

На основании выше изложенного при подаче жалобы (обращения) в органы Федеральной налоговой службы (структурные подразделения - инспекции) налогоплательщикам необходимо соблюдать требования установленные законодательством, предъявляемые к жалобе (обращению).

В противном случае несоблюдение указанных требований может привести к невозможности реализации налогоплательщиками в полном объеме права на обжалование актовналоговых органов ненормативного характера,действий или бездействий их должностных лиц.

В заключении хотелось отметить, что должностные лица Федеральной налоговой службы (структурных подразделений - инспекций) готовы к конструктивному сотрудничеству в рамках  правового поля, и всячески будут способствовать разрешению спорных ситуаций возникающих  при проведении налогового контроля налогоплательщиков,  тем более что установленный нормами Налогового кодекса РФ досудебныйпорядок предусматривает возможность урегулирования спорных вопросов непосредственно между налогоплательщиком и налоговым органом без обращения в суд и в более короткие сроки.

На фото: Дмитрий Пашевич

© Дмитрий. Пашевич. Начальник отдела досудебного аудита Инспекции ФНС России по Верх-Исетскому р-ну г. Екатеринбурга. Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса 12.10.2012Первоисточник публикации.